Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова
8
Гуманитарный вестник
# 11·2017
ских занятий, начиная уже с первых курсов обучения [7]. Последнее
означает сохранение (а в исключительных случаях — увеличение)
установленного соотношения трудоемкости аудиторных занятий
и самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов, хотя и представляет собой
только дополнение к образовательному процессу, которое не может
заменить полноценного диалога студентов с преподавателем, вклю-
чается в ООП для активизации их познавательной деятельности,
формирования навыков исследования и выполнения творческих про-
ектных заданий, разрешения проблемных ситуаций, прогнозирования
направлений развития ИТ, а также использования современных ме-
тодов и средств обучения (электронное обучение, использование
массовых открытых онлайн-курсов дистанционного образования,
виртуальные обучающие среды) для ориентации будущего выпуск-
ника в профессиональном сообществе.
Программы практик дополняют учебные планы и должны соче-
тать осваиваемые знания с умениями и приобретаемыми компетен-
циями в целом по ООП. В идеале практику необходимо проходить на
реальных предприятиях, работать над реальными проектами, однако
большая часть работодателей не готова предоставить нужное число
рабочих мест одновременно или доверить часть работы плохо подго-
товленным студентам. Выходом могла бы стать постоянная деятель-
ность в университетах базовых кафедр, ИТ-академий, факультативов
и семинаров, объединяющая дидактический потенциал содержания
профессионального образования и возможности крупных ИТ-
компаний, что снова означает увеличение часов контактной работы
студента с преподавателем-практиком.
Вернемся к ООП для рассматриваемых направлений подготовки.
Механическое объединение дисциплин с похожими названиями
без анализа их содержания разрывает межпредметные связи и приво-
дит к нарушению последовательности изложения материала, отрабо-
танной в течение многих лет и выстроенной для каждого направ-
ления.
Например, дисциплина «Операционные системы» входит в учеб-
ные планы рассматриваемых направлений подготовки. Однако для
направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии» ее,
по мнению авторов, необходимо рассматривать как средство эффек-
тивной организации и управления информационными системами,
а для направления 09.03.01
«Информатика и вычислительная техни-
ка» — как объект проектирования.
С учетом этого перечень вопросов, составляющих содержание
дисциплины, и степень их детализации принципиально не могут быть
одинаковыми. Примерное содержание дисциплины, которое, по мне-