Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова

8

Гуманитарный вестник

# 11·2017

ских занятий, начиная уже с первых курсов обучения [7]. Последнее

означает сохранение (а в исключительных случаях — увеличение)

установленного соотношения трудоемкости аудиторных занятий

и самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов, хотя и представляет собой

только дополнение к образовательному процессу, которое не может

заменить полноценного диалога студентов с преподавателем, вклю-

чается в ООП для активизации их познавательной деятельности,

формирования навыков исследования и выполнения творческих про-

ектных заданий, разрешения проблемных ситуаций, прогнозирования

направлений развития ИТ, а также использования современных ме-

тодов и средств обучения (электронное обучение, использование

массовых открытых онлайн-курсов дистанционного образования,

виртуальные обучающие среды) для ориентации будущего выпуск-

ника в профессиональном сообществе.

Программы практик дополняют учебные планы и должны соче-

тать осваиваемые знания с умениями и приобретаемыми компетен-

циями в целом по ООП. В идеале практику необходимо проходить на

реальных предприятиях, работать над реальными проектами, однако

большая часть работодателей не готова предоставить нужное число

рабочих мест одновременно или доверить часть работы плохо подго-

товленным студентам. Выходом могла бы стать постоянная деятель-

ность в университетах базовых кафедр, ИТ-академий, факультативов

и семинаров, объединяющая дидактический потенциал содержания

профессионального образования и возможности крупных ИТ-

компаний, что снова означает увеличение часов контактной работы

студента с преподавателем-практиком.

Вернемся к ООП для рассматриваемых направлений подготовки.

Механическое объединение дисциплин с похожими названиями

без анализа их содержания разрывает межпредметные связи и приво-

дит к нарушению последовательности изложения материала, отрабо-

танной в течение многих лет и выстроенной для каждого направ-

ления.

Например, дисциплина «Операционные системы» входит в учеб-

ные планы рассматриваемых направлений подготовки. Однако для

направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии» ее,

по мнению авторов, необходимо рассматривать как средство эффек-

тивной организации и управления информационными системами,

а для направления 09.03.01

«Информатика и вычислительная техни-

ка» — как объект проектирования.

С учетом этого перечень вопросов, составляющих содержание

дисциплины, и степень их детализации принципиально не могут быть

одинаковыми. Примерное содержание дисциплины, которое, по мне-