Проблемы унификации и универсализации учебных планов…
Гуманитарный вестник
# 11·2017 3
вания (ФГОС ВО), введение в содержание ФГОС ВО требований мо-
ниторинга, приближение уровневой подготовки к инженерной, а также
возвращение к фундаментальной математической подготовке ИТ-
кадров и контактной работе с преподавателем в аудитории [5–7]. Это
означает ужесточение требований к квалификации профессорско-
преподавательского состава профильных вузов, прежде всего в части
научно-методической деятельности.
ФГОС ВО последнего поколения предоставляют вузам больше
самостоятельности, допуская подготовку специалистов широкого
спектра видов деятельности, которые могут варьироваться при со-
ставлении конкретных образовательных программ (ОП). Это опреде-
ляет возможность разных коллективов преподавателей в разных ву-
зах по-своему понимать содержание государственных стандартов.
Отсюда отличия в подходах к формированию основных образова-
тельных программ (ООП) и, как следствие, учебных планов по одним
и тем же направлениям подготовки. Составление учебных планов
осуществляется, исходя из возможностей вуза, а не требований со-
временной экономики, под влиянием субъективных предпочтений
руководства.
Недостаточное финансирование вузов заставляет администрацию
экономить, в частности на оплате труда преподавателей, путем уни-
фикации и универсализации учебных планов, что означает проведе-
ние занятий для студентов разных направлений подготовки по оди-
наковым учебным планам и, как следствие, обучение одинаковым
дисциплинам, часто по одним и тем же или схожим методикам.
По данным работы [8], российские исследователи внесли серьезный
вклад и достигли значительных успехов для изменения ситуации при
разработке моделей, методов управления современными образователь-
ными организациями (комплексами), при модернизации их структуры,
создании систем управления качеством и моделей для оценки качества
образования. Анализ последних исследований выявил большое число
работ, связанных с мониторингом компетенций выпускников в соответ-
ствии с требованиями ФГОС ВО и оценкой качества образовательного
процесса, а также работ, касающихся совершенствования математиче-
ских основ подготовки ИТ-кадров [9–11].
Из работ, имеющих прямое отношение к настоящему исследова-
нию, можно отметить [11], где сформулирована задача и предложен
алгоритм составления учебного плана, с помощью которого обеспечи-
ваются выполнение ФГОС ВО и требований вуза, логическая последо-
вательность учебных дисциплин, и оптимально распределяется учеб-
ная нагрузка обучаемых. Однако, по мнению авторов статьи, модель в
большей степени ориентирована на формальный расчет времени ауди-
торной и самостоятельной работы студента, чем на создание научно-
методических основ разработки ООП.