Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Симулятивность политического события: Актуальность подходов…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 9

ется в виде числового концепта. Событие приобретает коллективный

смысл, когда оно является носителем определенного виртуального

требования ко всем.

В случае политики, по мнению А. Бадью, универсальность пред-

ставляет собой внутреннюю сущность, а не просто характер назначе-

ния: «В политике для всех в любой момент явлена возможная до-

ступность мысли, идентифицирующей субъект» [11, с. 218]. Субъекты

конкретной политики А. Бадью называет «активистами процедуры».

Коллективный же характер политического события предписывает, что-

бы все виртуально являлись активистами мысли, которая производится

исходя из события [11, с. 219]. Из этого следует, что не может быть кон-

сенсуса мнений по поводу события, так как признание чего-либо в каче-

стве события совпадает с ним самим. Человек создает политическое со-

бытие как активный участник происходящего, но не как пассивный

наблюдатель, который фактически отсутствует в реальном политиче-

ском пространстве. Таким образом, в рамках событий проявляют себя

как субъекты лишь те, кто принимает политические решения и осу-

ществляет политические действия: «Есть множество политик по чис-

лу принимающих решения и действующих субъектов» [11, c. 115].

В чем же заключается инновационный характер политического

события? Как полагает А. Бадью, событие не столько создает поли-

тическую реальность, сколько открывает возможность для ее даль-

нейшей трансформации. Если политические активисты осуществляют

процедуру истины (реализуют политическую программу действий), то

событие встраивается в политическую жизнь общества [12]. Таким об-

разом, событие как инновация в современной политической реальности

остается способом открытия и постепенной реализации тех или иных

возможностей, но, как полагает А. Бадью, государственные структуры

стремятся установить монополию на альтернативные варианты разви-

тия событий. Иными словами, власть пытается представить себя безаль-

тернативной. Государственная власть постепенно подавляет избыток

активности и инновационных устремлений граждан. Здесь, по мнению

авторов, А. Бадью излишне радикально подходит к оценке процесса

государственного управления, в рамках которого возможна поддержка

различных гражданских инициатив.

Однако А. Бадью актуализирует проблему инновационного произ-

водства социальных и политических институтов, т. е. можно или фик-

сировать наличную общественную ситуацию, или попытаться создать

альтернативную повестку дня. По мнению авторов, предложенный

А. Бадью вариант поиска сценариев будущего социально-полити-

ческого мироустройства можно назвать довольно продуктивным.

Современный словенский философ С. Жижек отмечает, что Ба-

дью, вопреки постмодернистским настроениям, выступает за возвра-

щение универсального характера политической деятельности в усло-