М.А. Максимов, И.И. Комиссаров
10
Гуманитарный вестник
# 9·2017
виях глобальной случайности, тем самым реабилитируя смысл поли-
тической философии [13, с. 185]. Кажется, что в современном пост-
политическом мире ничего нового не происходит, но Бадью про-
должает настаивать на том факте, что различные гражданские орга-
низации сохраняют верность прошлым событиям и способны про-
явить себя в политической жизни.
Однако вызывает опасение то обстоятельство, что данная актив-
ность необязательно примет демократический и гуманный характер.
Как известно, любой конструктивный политический процесс отлича-
ется своей организованностью. Процесс конфронтации (скорее сти-
хийной, чем организованной) одиноких активистов с государственной
системой призван, согласно А. Бадью, сменить прежний политический
курс, обозначенный консенсусом различных партий. Но каким обра-
зом произойдет данная трансформация политического курса и куда
она приведет граждан — этот принципиально важный аспект пробле-
матики, по мнению авторов, остается по-прежнему непроясненным.
Возникает вопрос: насколько подлинное событие способно ока-
зать положительное воздействие на общественно-политическую ре-
альность, которая практически погружена в симулятивное состояние?
Не исключено, что такое событие привнесет излишнюю дезорганизо-
ванность в нынешний хрупкий порядок. И кто будет претендовать на
роль субъекта подлинного события, если прежние категории народа и
класса уже не имеют четко обозначенного социального референта, т. е.
в реальной социальной субстанции привычным политическим знакам
может ничего не соответствовать [2, с. 130]. Как отмечает отечествен-
ный исследователь В.А. Подорога: «Реальность — не то, что на самом
деле произошло, но то, что стало восприниматься как происшедшее.
Выражение “на самом деле” и есть симулякр того, что иначе, как толь-
ко этим двусмысленным жестом не может быть представлено. Как
будто мы уже знаем, что такое реальное, и нам есть с чем сравнить то,
что нам кажется нереальным, чистым симулякром» [14]. Но в любом
случае строго определенный событийный факт, называемый подлин-
ным, требует отдельного рассмотрения и систематизации. Данный
смыслообразующий путь в контексте нестабильного состояния совре-
менной политической системы, безусловно, сохраняет свою актуаль-
ность. Ведь не исключено, что использование концепта «политика» в
качестве симулякра является лишь симулятивной теоретической дея-
тельностью, направленной больше на дистанцирование от жизнен-
ных проблем, чем их интерпретацию.
Несмотря на это, в заключение следует отметить высокую цен-
ность идей Ж. Бодрийяра и А. Бадью для корректировки представле-
ний о политической реальности. В нынешних обстоятельствах уси-
ливающейся негативной практики симуляции политических событий,
в том числе в массмедийном пространстве, требуется концептуаль-