М.А. Максимов, И.И. Комиссаров
4
Гуманитарный вестник
# 9·2017
больше не существует линейной последовательности, и каждое дей-
ствие политических сил растворяется по всем векторам и становится
приемлемым для всех его участников. Здесь торжествует логика си-
муляции, которая больше не имеет ничего общего с логикой фактов и
первопричинности [2, с. 41–50].
По мнению авторов, одним из проявлений симулятивности поли-
тики является ее неизбежная вписанность в процесс декодирования и
дискурс СМИ с постоянным дистанцированием от ее реальных задач
и целей. При этом политики всячески спекулируют актуальными
проявлениями различных кризисных явлений и средствами стратеги-
ческого целеполагания, чтобы уберечься от угроз апотропии — обес-
смысливания реальности. Но для Ж. Бодрийяра данная деятельность
не воскрешает реальное, а лишь углубляет деградацию политическо-
го, так как, желая выйти из кризиса, политические силы разрушают
собственные структуры, тем самым отказываясь от целесообразно-
сти. Вся политическая стратегия в таких обстоятельствах сводится к
психологическому террору и ожиданию неминуемой катастрофы.
Итак, с точки зрения Ж. Бодрийяра, мировая политика существует в
пространстве перманентной симуляции. Все политические институты
власти занимаются не только контролем производства-потребления
знаков, но и условиями их обмена, т. е. власть предстает как куратор
знакового обмена. Немалую роль в имитации политического действия
играют массмедиа, поскольку отсутствие смысла в передаваемой ими
информации ведет к отсутствию смысла самой власти. Миром правят
технологические сети, которые создают искусственные общности, ука-
зывающие на реальность их противоположностей. Но парадокс заклю-
чается в том, что симулякр предстает в образе этой реальности. Иными
словами, замещение политической реальности симулякром уводит
электорат в сторону иллюзий [3, с. 249–278].
Каким же образом осуществляется процесс перерастания поли-
тики в ее симуляцию? Политическая деятельность симулируется с
сугубо прагматической целью сохранения или обретения властных
полномочий — успехом локального уровня, не имеющего ничего
общего ни с реализацией конкретных программ, ни даже с выполне-
нием традиционных обещаний политиков народу. Появляются симу-
лякры самих источников власти: возникают структуры с размытыми
функциями, иногда даже никак легитимно не закрепленными. Разу-
меется, симулякры бурно развиваются и в сфере международных от-
ношений. Новые нормы взаимодействия между ведущими игроками
на международной арене и их реальные контуры еще далеки от раци-
ональной кристаллизации. Как полагает ряд зарубежных и отече-
ственных специалистов, сегодня возрастает опасность того, что ос-
новным способом дипломатической деятельности станет симуляция
стратегического партнерства, которое на деле превращается в ла-