Гуманитарный вестник
# 9·2017 1
УДК 172.1 DOI 10.18698/2306-8477-2017-9-469
Симулятивность политического события:
Актуальность подходов Ж. Бодрийяра и А. Бадью
© М.А. Максимов, И.И. Комиссаров
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Раскрыто актуальное значение подходов Ж. Бодрийяра и А. Бадью к анализу обще-
ственно-политической реальности. Рассмотрена проблема симуляции политической
деятельности на примере организации митингов, референдумов, предвыборных кам-
паний. Описаны основные механизмы воздействия массмедийных структур на совре-
менные события: безответность новостного сообщения, быстрота и всеохватность
новостной информации, ее симулятивность, подмена понятий. Показано различие
между подлинным и симулятивным политическими событиями.
Ключевые слова:
политика, симуляция, симулякр, событие, массмедиа
В XX–XXI вв. во многих наиболее существенных сферах обще-
ственной жизни происходят значительные изменения. Они начались
на Западе, но впоследствии стали влиять и на другие, незападные
общества. Страны Запада, будучи индустриальными, постепенно
трансформировались в постиндустриальные. В экономической сфере
западных стран люди в меньшей степени стали заняты непосред-
ственным производством реальных (материальных) ценностей, без
наличия которых невозможно представить существование любого
индивида, а значит, и самого социума. Люди все больше работают в
сфере услуг, занимаются производством нематериальных ценностей,
которые, конечно, имеют свою неоспоримую практическую пользу
для общества, но не обладают экзистенциальной значимостью для
выживания человека.
В социальной сфере, начиная со второй половины XX в., принято
говорить об обществе потребления. Люди (в первую очередь, из за-
падных стран) достигли такого благосостояния, при котором полу-
чили возможность покупать намного больше, чем нужно для непо-
средственного выживания. Более того, они стали приобретать лиш-
нее — товары, покупка которых обоснована статусным положением,
но никак не практической пользой. Например, автомобили — доро-
гое статусное, но малоэффективное средство для передвижения в
условиях постоянных городских пробок.
Оговоримся, что авторы не считают, подобно Ж.-Ж. Руссо, что
необходимо или желательно вернуться к прошлому (первобытному, аг-
рарному или индустриальному), однако данные социально-экономи-