Симулятивность политического события: Актуальность подходов…
Гуманитарный вестник
# 9·2017 3
сов одних социальных групп (социальные слои, классы, отдельные гос-
ударства, блоки стран) в ущерб интересам других. Смысл здесь не в
том, чтобы навредить остальным людям, но в том, что поддержание
своих интересов вынужденно влечет за собой игнорирование интересов
других лиц и идет им во вред. Любое развитое общество вследствие
разделения труда социально и экономически неоднородно, что порож-
дает конфликт интересов, который разрешается с участием политиче-
ского аппарата (государства), в идеале цивилизованными методами.
Возьмем условный пример: любое общество можно разделить на
производителей товаров и услуг и потребителей этих благ. Произво-
дители хотят продать товар как можно дороже, больше денег оста-
вить себе в качестве прибыли, чтобы развивать и вкладывать их в
производство, тогда как потребители нуждаются в доступности това-
ров и услуг, соответственно, в их дешевизне. Государству приходит-
ся балансировать между интересами этих двух социальных групп,
поддерживая одни и, соответственно, игнорируя и нанося ущерб дру-
гим: повышение цен невыгодно потребителям, а их снижение может
нанести экономический удар производству. Если одна из сторон за-
ключает, что игнорирование ее интересов зашло слишком далеко, то
она вправе заявить государству о своем протесте, например, выйдя на
площади, что является политическим событием.
Если политическое событие направлено на реализацию интересов
какой-либо группы людей только на словах, но по существу не отра-
жает такой цели, то можно говорить о симулятивности такого события,
т. е. оно приобретает свойство неподлинности, становится симулякром.
Симулякр, по мнению авторов, это явление, которое формально обла-
дает всеми признаками подлинности и соответствия реальности, однако
с содержательной стороны подлинность и связь с реальностью утрачи-
ваются. Итак, симулятивность предполагает разрыв между формой и
содержанием при внешнем постулировании их единства.
Обратимся к политическому учению Ж. Бодрийяра. В современ-
ной социальной действительности симулякр преподносится челове-
ческим массам как первостепенная реальность, заменяющая при этом
реальные ценности и потребности [1]. Процесс симуляции достигает
своего апогея именно в политической сфере, где используется осо-
бый дискурс, часто основанный на подмене понятий (война стано-
вится «миротворческой операцией», насилие и убийство — «гумани-
тарной интервенцией»). Когда масса практически не имеет механиз-
мов реального управления государственной жизнью, симуляция уже
превращается в реальность, а не просто выступает ее подменой.
Политика в ее классическом понимании происходит в пределах
ограниченного пространства с учетом определенных перспектив, где
причины и последствия какого-либо действия можно просчитывать.
В современной политической системе, как считает Ж. Бодрийяр,