Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России
Гуманитарный вестник
# 4·2017 7
1)
в результате государственного переворота был отстранен от
власти президент В. Янукович, за которого на выборах в 2010 г. про-
голосовало 78,24 % активного населения АРК и 84,35 % — Севасто-
поля (всего 48,95 % населения Украины) [20];
2)
против двух партий парламента — Партии регионов, за кото-
рую на выборах в 2012 г. проголосовали 52,26 % жителей АРК и
46,90 % жителей Севастополя (30 % населения Украины), и Коммуни-
стической партии Украины (19,41, 29,46 и 13,18 % соответственно) —
была инициирована политическая кампания. Были выдвинуты обви-
нения, в отношении некоторых членов возбудили уголовные дела, на
партийные офисы и на отдельных функционеров были совершены
вооруженные нападения;
3)
в результате переворота было сформировано временное прави-
тельство, за которое не отдавали свои голоса жители Республики
Крым и города Севастополя;
4)
почти вся власть перешла в руки представителей, которые бы-
ли причастны к государственному перевороту;
5)
новая власть отказалась проводить мероприятия по восстанов-
лению общественного и политического порядка в стране;
6)
автономия Крыма была ужата введением в действие Конститу-
ции Республики Крым 1998 г. по сравнению с Конституцией 1992 г.
Многие права АРК были урезаны незаконным путем в односторон-
нем порядке, что противоречило действующим на тот период време-
ни законодательству и договоренностям между Республикой Крым и
Украинским государством.
Многие западные политики, ученые-правоведы, общественные
деятели утверждают, что отделение Крыма от Украины является не-
легитимным действием. Однако когда речь идет о праве нации на са-
моопределение, то возникает вполне закономерный вопрос: а возможно
ли реализовать этот принцип, в том числе при желании народа образо-
вать суверенное, независимое государство, без изменения целостности
страны, от которой оно отделяется? Ответ очевиден — нет.
Есть еще один вопрос: будет ли логичным принимать решение об
образовании нового государства путем отделения его от прежнего на
референдуме, который пройдет на территории всей страны, где будет
принимать участие как самоопределяющийся народ, так и народ того
государства, от которого происходит отделение? Естественно, результа-
ты такого референдума можно предугадать — большинство, которое
составляет население прежней страны, проголосует за сохранение те-
кущего политического статуса данной территории [21]. Такой всеобщий
референдум приводит к нелогичности понятия самоопределения, пото-
му что нет смысла проводить такое голосование и учитывать мнение и
самоопределяющейся стороны, и остального населения, так как это де-
лает невозможным процесс самоопределения.