Гуманитарный вестник
# 4·2017 1
УДК 340.132 DOI 10.18698/2306-8477-2017-4-436
Проблемы правовой регламентации
присоединения Крыма и Севастополя к России
© И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследована правовая регламентация присоединения Крыма и Севастополя к Рос-
сии. Рассмотрены противоречия в теории и реализации норм международного
права, регулирующих вопросы самоопределения наций и народностей, право сецес-
сии части территории из государства. Проанализированы правовые акты Украи-
ны и России в период присоединения Крыма, указаны юридические коллизии в них,
приведена точка зрения авторов по вопросу их разрешения.
Ключевые слова:
сецессия, легитимность, территориальная целостность госу-
дарства, международный договор, самоопределение наций и народностей
После событий, произошедших в 2014 г. в Крыму, возникла необ-
ходимость в переосмыслении целого ряда основополагающих принци-
пов и институтов международного права, в том числе каким способом
и при каких условиях возможно реализовать право нации на само-
определение. Появилось множество точек зрения на понятие террито-
риальной целостности государства [1]. Специалисты в области между-
народного права стали по-новому толковать юридическую природу
таких категорий, как суверенитет и независимость государства и его
частей, появились различные мнения по вопросу сецессии. Большин-
ство политиков и юристов до сих пор спорят о легитимности отделе-
ния Крыма от Украины и признании на международном уровне Кры-
ма в качестве нового субъекта Российской Федерации.
Тема статьи не позволяет обойти вниманием вопросы толкования
дефиниций «легитимность» и «законность». Есть несколько точек
зрения по поводу содержания и соотношения данных терминов.
В английском языке слова «легитимность» (legitimacy) и «закон-
ность» (legality) имеют одинаковый корень, однако, согласно мнению
Ричарда Фалька [2], члена Совета по правам человека ООН, они раз-
личаются по значению. Законность рассматривается как частное по-
нятие по отношению к легитимности, т. е. легитимность уже включа-
ет в себя понятие законности. Если опираться на доводы некоторых за-
падных политиков, то крымский референдум следует признать
легитимным, когда говорят о международном праве, но незаконным,
если речь идет о законодательстве Украины. Таким образом, легитим-
ность как более обширное понятие относят к международному публич-