Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России
Гуманитарный вестник
# 4·2017 9
государствами в соответствии с Уставом ООН. Более того, народам,
стремящимся реализовать свое право на самоопределение и сталки-
вающимся с препятствиями на этом пути, на основании данной Де-
кларации предоставляется право оказывать сопротивление насиль-
ственным действиям и добиваться поддержки для осуществления свое-
го права на самоопределение. Именно по этой причине российские
войска находились в Крыму на момент проведения референдума.
Говорят, что воссоединение Крыма с Россией является явным
нарушением международного права, однако никто не уточняет, какая
именно норма была нарушена.
Рассмотрим теперь вопрос о правомерности принятия Крыма в
состав Российской Федерации на правах нового субъекта.
Исходя из положений статьи 65 Конституции РФ, а именно
пункта 2, «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее со-
ставе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном фе-
деральным конституционным законом» [23], в соответствии с кото-
рым процесс принятия иностранного государства или его части дол-
жен происходить по обоюдному согласию обеих сторон: как
принимающей в свой состав, так и присоединяющейся.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 6
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта Российской Федерации» гласит, что инициа-
тором вхождения в состав России должна служить сторона, желаю-
щая присоединиться к России [24], каковой и являются Крым и Сева-
стополь, так как механизм проведения референдума был направлен
на отделение данных субъектов от Украины путем создания нового
суверенного государства с дальнейшим присоединением к Россий-
ской Федерации как уже отдельного самостоятельного государства,
что вполне соответствует российскому законодательству.
Все процессуальные тонкости со стороны России по вопросу
присоединения новых субъектов были соблюдены, а мероприятия,
включающие в себя подписание международных договоров, новых
законов и внесения поправок, произведены оперативно и в кратчай-
шие сроки.
18 марта 2014 г. власти Крыма и власти Российской Федерации
подписали межгосударственный договор о принятии Крыма в состав
России, в соответствии с которым в Российской Федерации появля-
ются два новых субъекта: Республика Крым и город федерального
значения Севастополь. 21 марта 2014 г., с даты ратификации Феде-
ральным Собранием, данный договор вступил в силу, однако вре-
менно применялся еще с даты подписания.
19 марта 2014 г. Конституционный суд после направления в него
президентом РФ запроса о проверке соответствия подписанного до-
говора между Республикой Крым, городом Севастополем и Россий-