И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
На референдум, который прошел 16 марта 2014 г., были вынесе-
ны два вопроса.
1.
Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта
Российской Федерации?
2.
Вы за восстановление действия Конституции Республики
Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
По итогам голосования было установлено, что явка на референ-
дум составила 83,01 % от общего населения АРК, обладающего ак-
тивным избирательным правом. За воссоединение Крыма с Россией
проголосовали 96,77 % от общего числа пришедших [12]. 89,50 %
жителей Севастополя, имеющих право голосовать, изъявили желание
участвовать в референдуме, из которых ответили «за» на тот же во-
прос 95,60 % человек.
Однако в статье 73 Конституции Украины от 2004 г. сказано, что
изменение территориального статуса как части страны, так и страны
в целом решается исключительно на всеукраинском референ-
думе [13]. Отсюда можно сделать вывод о том, что вопросы на про-
веденном в Крыму референдуме являются неконституционными и
противоречащими законодательству государства, в чьем составе
находились Республика Крым и город Севастополь. Решение, кото-
рое принял Крымский парламент по итогам референдума об отделе-
нии Крыма от Украины и присоединении его к России в качестве
субъекта Российской Федерации, также является противоречащим
статье 73 Конституции Украины и считается незаконным [14].
Однако если рассматривать этот прецедент с позиции междуна-
родного права, то однозначно судить о легитимности крымского ре-
ферендума невозможно. При детальном анализе данного вопроса на
основании источников международного права появляются веские
причины считать прошедший в Крыму референдум, отсоединение
Крыма и Севастополя от Украины и присоединение данных субъек-
тов к России легитимными.
Прежде всего следует обратиться к Конституции АРК от 6 мая
1992 г., в которой провозглашено:
1)
«Республика Крым является правовым, демократическим
государством. На своей территории Республика обладает верховным
правом в отношении природных богатств, материальных, культурных
и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю
полноту власти на данной территории»;
2)
«Республика в лице ее государственных органов и должност-
ных лиц осуществляет на своей территории все полномочия за ис-
ключением тех, которые она добровольно делегирует Украине»;
3)
«компетенция Республики Крым устанавливается Конститу-
ционным Законом Республики» [15].