И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук
2
Гуманитарный вестник
# 4·2017
ному праву, под юрисдикцией которого находится весь мир, а закон-
ность — к национальному праву [3]. В качестве примера можно при-
вести заявление авторов «Косовского доклада», в котором говорится,
что «военная интервенция НАТО была незаконной, но легитимной»
[4]. Здесь легитимность и законность рассматривают как два абсо-
лютно разных понятия, прикрепляя их к определенному праву —
международному или национальному.
Для того чтобы избежать разночтений в понимании дефиниций,
обратимся еще к одной точке зрения, по которой легитимность и за-
конность представлены как синонимы и обозначают одно и то же по-
нятие — соответствие праву (закону). Авторы придерживаются дан-
ной позиции и именно в этом значении применяют термины в статье.
Выход Крыма из состава Украины произошел в порядке сецессии,
т. е. отделения какой-либо административно-территориальной единицы
от определенного государства [5]. Решение было принято путем прове-
дения референдума — всеобщего голосования, на котором решаются
наиболее важные вопросы государственной жизни или принимаются
законы [6]. Также референдум признается одной из форм непосред-
ственного осуществления демократии и народовластия.
В 2014 г. на Украине произошла смена власти. Вокруг этого со-
бытия возникло множество споров, появилось огромное количество
статей, мнений ученых-конституционалистов, политиков, исследова-
телей в области международного права, каждый высказывал свою
точку зрения, и далеко не всегда они совпадали.
Государственный переворот на Украине произошел нелегитим-
ным путем, который полностью противоречил действующей на тот
период времени Конституции Украины. К власти пришла незаконная
вооруженная группировка, названная в народе оппозицией или вла-
стью Майдана, цели и действия которой имеют националистическую
окраску.
На момент переворота 21 февраля 2014 г. оппозиция подписала
соглашение с действующей законной конституционной властью, во
главе которой стоял избранный народом посредством всеукраинских
выборов президент В. Янукович. Соглашение было подписано и га-
рантировано третьей стороной, в качестве которой выступили офи-
циальные представители Германии, Франции и Польши.
Однако в тот же день соглашение было нарушено, а действующая
законная власть свергнута оппозицией путем вооруженного перево-
рота [7]. Страны, выступавшие гарантами, проигнорировали эти дей-
ствия, которые нарушали не только подписанное соглашение, но и
ряд других нормативных актов.
Прежде всего в статье 5 Конституции Украины, действовавшей
на тот период с поправками от 19.09.2013 г., закреплено, что «никто