Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
не может узурпировать государственную власть» [8], т. е. захват вла-
сти, а тем более вооруженным путем, является прямым нарушением
законодательства Украины, что квалифицирует совершивших такое
деяние как государственных преступников. Тем не менее данный
факт был проигнорирован.
Также были нарушены статьи 17 и 37 Конституции Украины, за-
прещающие создание и функционирование не предусмотренных за-
коном вооруженных образований, каковым и является оппозиция.
После прихода к власти нового неконституционного правительства
данные деяния были поспешно узаконены.
Статья 111 Конституции Украины об импичменте президенту
была также проигнорирована. Поэтому действующий президент
В. Янукович был отстранен от властных полномочий противоправ-
ным способом.
В отношении так называемого Майдана возникает множество во-
просов, потому что фактически данное мероприятие начиналось как
митинг и по своей сути таковым и является. Однако это было пре-
поднесено как осуществление народом своей власти, т. е. имеется в
виду, что в нем принимали участие граждане всего государства и на
добровольных началах, что является неверным. По большей части на
Майдане присутствовали националисты Западной Украины, которые
и стали в дальнейшем оппозицией [9].
Из этого можно сделать вывод, что новая власть на Украине кон-
ституционной и законной не является.
Что же касается Крыма, то в большинстве случаев акцентируется
внимание именно на крымском прецеденте, и споры возникают по по-
воду отделения Крыма от Украины и присоединения его к Рос-
сии. Данную ситуацию рассматривают с позиций и законодательства
Украины, и международного права. Следует проанализировать и те, и
другие доводы относительно нормативной правовой базы для того, что-
бы дать более-менее объективную оценку произошедшим событиям.
Новая власть на Украине, пришедшая в феврале 2014 г., оказа-
лась неконституционной. Однако является ли легитимным проведен-
ный в Крыму референдум?
Согласно Конституции Автономной Республики Крым (АРК) от
1998 г., «Граждане Украины, постоянно проживающие в Автономной
Республике Крым, свободно участвуют в решении вопросов, отне-
сенных к ведению Автономной Республики Крым, как непосред-
ственно путем выборов и референдума, так и через органы власти
Автономной Республики Крым» [10]. Вследствие чего легитимная
власть Крыма приняла решение о назначении референдума в регионе
по вопросам «усовершенствования статуса и полномочий Автоном-
ной Республики Крым» [11].