Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук

8

Гуманитарный вестник

# 4·2017

Далее следует обратиться к статье 9 Конституции Украины от

2004 г., которая гласит, что «действующие международные догово-

ры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой

Украины, являются частью национального законодательства Украи-

ны» [8]. Таким образом, возникает правовая коллизия, т. е. если ис-

ходить из положений, описанных в статье 73 Конституции Украины,

где говорится, что референдум по вопросам изменения территори-

ального статуса как части страны, так и страны в целом решается на

всеукраинском референдуме, и принимать во внимание, что принцип

международного права нации на самоопределение подразумевает от-

деление территории, на которой проживает эта нация, а именно насе-

ление Крыма, от Украины, то статья 73 противоречит нормам меж-

дународного права.

Опираясь на статью 9 Конституции Украины, следует сказать о

том, что особая общность, проживающая на территории Украины и

составляющая отдельный народ или же его определенную часть,

имеет право на самоопределение с последующим отделением от

Украины, исходя из международно-правовых обязательств Украины.

Или необходимо следовать статье 73 того же нормативного правово-

го акта?

Здесь уже встает вопрос о соответствии Конституции Украины

нормам международного права, которые данное государство обяза-

лось соблюдать.

Еще одним веским основанием, которое послужило причиной

считать проведенный в Крыму референдум легитимным, является

подтверждение Международным судом ООН в отношении Косова от

22 июля 2010 г. того факта, что одностороннее провозглашение неза-

висимости части государства не нарушает нормы международного

права [22].

Известно, что в случае самоопределения путем отделения Косова

были применены вооруженные силы, а именно войска НАТО. Когда

речь идет о Крыме, то утверждают, что к данному прецеденту при-

частны войска Российской Федерации. На момент мартовских собы-

тий в Крыму находились подразделения российских Вооруженных

сил. Однако не потому, что был получен приказ о принуждении

населения Крыма проголосовать на референдуме за присоединение к

России, а в связи с угрозой насильственных действий со стороны

Украины, которые лишили бы народ Крыма его права на самоопре-

деление, свободу и независимость. Проведение референдума без при-

сутствия российских войск представлялось невозможным. Действия,

которые могли бы быть предприняты Украиной в отношении Крыма,

резко осуждаются Декларацией о принципах международного права,

касающихся дружественных отношений и сотрудничества между