И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук
8
Гуманитарный вестник
# 4·2017
Далее следует обратиться к статье 9 Конституции Украины от
2004 г., которая гласит, что «действующие международные догово-
ры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой
Украины, являются частью национального законодательства Украи-
ны» [8]. Таким образом, возникает правовая коллизия, т. е. если ис-
ходить из положений, описанных в статье 73 Конституции Украины,
где говорится, что референдум по вопросам изменения территори-
ального статуса как части страны, так и страны в целом решается на
всеукраинском референдуме, и принимать во внимание, что принцип
международного права нации на самоопределение подразумевает от-
деление территории, на которой проживает эта нация, а именно насе-
ление Крыма, от Украины, то статья 73 противоречит нормам меж-
дународного права.
Опираясь на статью 9 Конституции Украины, следует сказать о
том, что особая общность, проживающая на территории Украины и
составляющая отдельный народ или же его определенную часть,
имеет право на самоопределение с последующим отделением от
Украины, исходя из международно-правовых обязательств Украины.
Или необходимо следовать статье 73 того же нормативного правово-
го акта?
Здесь уже встает вопрос о соответствии Конституции Украины
нормам международного права, которые данное государство обяза-
лось соблюдать.
Еще одним веским основанием, которое послужило причиной
считать проведенный в Крыму референдум легитимным, является
подтверждение Международным судом ООН в отношении Косова от
22 июля 2010 г. того факта, что одностороннее провозглашение неза-
висимости части государства не нарушает нормы международного
права [22].
Известно, что в случае самоопределения путем отделения Косова
были применены вооруженные силы, а именно войска НАТО. Когда
речь идет о Крыме, то утверждают, что к данному прецеденту при-
частны войска Российской Федерации. На момент мартовских собы-
тий в Крыму находились подразделения российских Вооруженных
сил. Однако не потому, что был получен приказ о принуждении
населения Крыма проголосовать на референдуме за присоединение к
России, а в связи с угрозой насильственных действий со стороны
Украины, которые лишили бы народ Крыма его права на самоопре-
деление, свободу и независимость. Проведение референдума без при-
сутствия российских войск представлялось невозможным. Действия,
которые могли бы быть предприняты Украиной в отношении Крыма,
резко осуждаются Декларацией о принципах международного права,
касающихся дружественных отношений и сотрудничества между