Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России
Гуманитарный вестник
# 4·2017 5
Согласно Конституции 1992 г., законодательным органом госу-
дарственной власти Крыма являлся Верховный Совет, который имел
достаточно широкие полномочия и мог решать и рассматривать «все
вопросы, за исключением тех, по которым решения могут быть при-
няты только общекрымским референдумом, судебной и государ-
ственной исполнительной властью» [15]. Также избирался президент
сроком на 4 года, который являлся главой исполнительной власти.
Высшим органом исполнительной власти в Крыму выступало Прави-
тельство Крыма, которое объявлялось ответственным и подотчетным
перед Верховным Советом. Премьер-министр назначался на долж-
ность Верховным Советом Крыма по представлению председателя
Верховного Совета Крыма.
В Конституции закреплялись права и свободы человека и граж-
данина, а также их обязанности, охранялись основы гражданского
общества: семья, собственность, культура, образование, наука, сред-
ства массовой информации, предпринимательство. В ней предусмат-
ривались система местного самоуправления, нормы, регламентиру-
ющие положение судебной системы в государственной власти, кото-
рые обеспечивали эффективную работу прокуратуры. Согласно
статье 9 Конституции АРК, «Республика Крым входит в государство
Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и
соглашений» [15].
Крым получил довольно высокую степень автономии в рамках
Украинского государства, однако это было вполне оправданно, так
как еще шел процесс формирования украинской государственности.
Автономия была необходима для полуострова, обладавшего, помимо
территориальной обособленности, также особыми традициями, исто-
рией, а самое важное — специфическим составом населения (крым-
ские татары, украинцы и составляющие абсолютное большинство
русские). Политическая и культурная автономия Крыма, закреплен-
ная Конституцией 1992 г., была прежде всего направлена на сохране-
ние его национальных особенностей.
Эта автономия была компромиссом, с одной стороны, между Росси-
ей и Украиной, с другой — между Крымом и Украиной. Такой компро-
мисс давал русским людям возможность в полной мере реализовать
свое право на самоопределение, не выходя из состава Украины —
в рамках Украинского государства. Тем более что русские не считали
украинский народ, украинский язык, украинскую культуру чем-то
чуждым. Крым упрочнял союз России и Украины. Украинские власти
должны были только поддержать такой вариант взаимоотношений
Украины, Крыма и России. Однако случилось все иначе. Начиная с
1994 г. украинские власти стали в одностороннем порядке принимать
меры по ограничению автономии Республики Крым. Принятая 6 мая