Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

Согласно Конституции 1992 г., законодательным органом госу-

дарственной власти Крыма являлся Верховный Совет, который имел

достаточно широкие полномочия и мог решать и рассматривать «все

вопросы, за исключением тех, по которым решения могут быть при-

няты только общекрымским референдумом, судебной и государ-

ственной исполнительной властью» [15]. Также избирался президент

сроком на 4 года, который являлся главой исполнительной власти.

Высшим органом исполнительной власти в Крыму выступало Прави-

тельство Крыма, которое объявлялось ответственным и подотчетным

перед Верховным Советом. Премьер-министр назначался на долж-

ность Верховным Советом Крыма по представлению председателя

Верховного Совета Крыма.

В Конституции закреплялись права и свободы человека и граж-

данина, а также их обязанности, охранялись основы гражданского

общества: семья, собственность, культура, образование, наука, сред-

ства массовой информации, предпринимательство. В ней предусмат-

ривались система местного самоуправления, нормы, регламентиру-

ющие положение судебной системы в государственной власти, кото-

рые обеспечивали эффективную работу прокуратуры. Согласно

статье 9 Конституции АРК, «Республика Крым входит в государство

Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и

соглашений» [15].

Крым получил довольно высокую степень автономии в рамках

Украинского государства, однако это было вполне оправданно, так

как еще шел процесс формирования украинской государственности.

Автономия была необходима для полуострова, обладавшего, помимо

территориальной обособленности, также особыми традициями, исто-

рией, а самое важное — специфическим составом населения (крым-

ские татары, украинцы и составляющие абсолютное большинство

русские). Политическая и культурная автономия Крыма, закреплен-

ная Конституцией 1992 г., была прежде всего направлена на сохране-

ние его национальных особенностей.

Эта автономия была компромиссом, с одной стороны, между Росси-

ей и Украиной, с другой — между Крымом и Украиной. Такой компро-

мисс давал русским людям возможность в полной мере реализовать

свое право на самоопределение, не выходя из состава Украины —

в рамках Украинского государства. Тем более что русские не считали

украинский народ, украинский язык, украинскую культуру чем-то

чуждым. Крым упрочнял союз России и Украины. Украинские власти

должны были только поддержать такой вариант взаимоотношений

Украины, Крыма и России. Однако случилось все иначе. Начиная с

1994 г. украинские власти стали в одностороннем порядке принимать

меры по ограничению автономии Республики Крым. Принятая 6 мая