Некоторые аспекты математической подготовки инженеров
Гуманитарный вестник
# 5·2017 7
периментальных данных наиболее полезно для науки, так как фикси-
рует неразвитость научных взглядов и тем самым дает толчок к раз-
витию и изменению теории, порождает новые гипотезы и концепции.
Извечный вопрос: в чем заключается отсутствие совпадения — в тео-
рии, эксперименте или в них обоих? Поскольку (с точки зрения чи-
сел) теория чиста, а эксперимент неточен, требования к интерпрета-
ции и правильности обработки экспериментальных данных становят-
ся все более высокими. История развития науки показывает, что роль
вычислений и в теории, и в эксперименте возрастает, вычисления
становятся все более громоздкими и тонкими. Появление ЭВМ и
внедрение их в научный обиход произвели подлинную революцию не
только в технике вычислений и математике, но и в науке в целом [9].
Гигантский скачок скорости счета привел к возникновению нового
метода изучения природы — к возможности проведения
численного
эксперимента
. Смело можно сказать, что сейчас, кроме теоретического
и экспериментального методов, существует
метод численного экспери-
мента
. В методологическом смысле все три подхода равноправны, т. е.
в зависимости от задачи, области науки один из них оказывается более
успешным, экономичным, важным, необходимым, приемлемым и т. п.
Вычислительная математика является сейчас полуэкспериментальной
наукой. Во всяком случае, нельзя считать ее просто разделом математи-
ки. Вместе с тем следует принимать во внимание, что вычислительная
математика опирается на современные анализ и алгебру, используя са-
мые глубокие и абстрактные математические теоремы (образно говоря,
ни одна теорема не застрахована от призыва на
машинную службу
). По-
этому курсы вычислительной математики, численных методов играют
особо важную роль в подготовке инженерных кадров.
6. Повышению уровня знаний студентов способствует внедрение
в учебный процесс новых методов преподавания, включающих ис-
пользование современных интерактивных компьютерных систем, ма-
тематических пакетов (МП) [10]. Применение МП существенно активи-
зирует освоение математических понятий, теорем и методов решения
задач, а также способствует дальнейшему выполнению инженерных и
научных расчетов с помощью МП. В совокупности с модульно-
рейтинговой системой организации учебного процесса [11] использова-
ние МП способствует развитию мотивационных стимулов обучения
студентов. Однако, как показывает опыт, если форсировать процесс
широкого применения МП в учебном процессе, то можно прийти к
обучению бессмысленному нажиманию на кнопки, после которого
интеграл будет ассоциироваться у студента только с крючком.
Резюмируя, можно сказать, что рост требований к инженерным
расчетам влечет и повышение требований к уровню математических
знаний у будущих инженеров. В получаемых инженером знаниях
должны быть отражены специфика профессиональной деятельности;