Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Некоторые аспекты математической подготовки инженеров

Гуманитарный вестник

# 5·2017 7

периментальных данных наиболее полезно для науки, так как фикси-

рует неразвитость научных взглядов и тем самым дает толчок к раз-

витию и изменению теории, порождает новые гипотезы и концепции.

Извечный вопрос: в чем заключается отсутствие совпадения — в тео-

рии, эксперименте или в них обоих? Поскольку (с точки зрения чи-

сел) теория чиста, а эксперимент неточен, требования к интерпрета-

ции и правильности обработки экспериментальных данных становят-

ся все более высокими. История развития науки показывает, что роль

вычислений и в теории, и в эксперименте возрастает, вычисления

становятся все более громоздкими и тонкими. Появление ЭВМ и

внедрение их в научный обиход произвели подлинную революцию не

только в технике вычислений и математике, но и в науке в целом [9].

Гигантский скачок скорости счета привел к возникновению нового

метода изучения природы — к возможности проведения

численного

эксперимента

. Смело можно сказать, что сейчас, кроме теоретического

и экспериментального методов, существует

метод численного экспери-

мента

. В методологическом смысле все три подхода равноправны, т. е.

в зависимости от задачи, области науки один из них оказывается более

успешным, экономичным, важным, необходимым, приемлемым и т. п.

Вычислительная математика является сейчас полуэкспериментальной

наукой. Во всяком случае, нельзя считать ее просто разделом математи-

ки. Вместе с тем следует принимать во внимание, что вычислительная

математика опирается на современные анализ и алгебру, используя са-

мые глубокие и абстрактные математические теоремы (образно говоря,

ни одна теорема не застрахована от призыва на

машинную службу

). По-

этому курсы вычислительной математики, численных методов играют

особо важную роль в подготовке инженерных кадров.

6. Повышению уровня знаний студентов способствует внедрение

в учебный процесс новых методов преподавания, включающих ис-

пользование современных интерактивных компьютерных систем, ма-

тематических пакетов (МП) [10]. Применение МП существенно активи-

зирует освоение математических понятий, теорем и методов решения

задач, а также способствует дальнейшему выполнению инженерных и

научных расчетов с помощью МП. В совокупности с модульно-

рейтинговой системой организации учебного процесса [11] использова-

ние МП способствует развитию мотивационных стимулов обучения

студентов. Однако, как показывает опыт, если форсировать процесс

широкого применения МП в учебном процессе, то можно прийти к

обучению бессмысленному нажиманию на кнопки, после которого

интеграл будет ассоциироваться у студента только с крючком.

Резюмируя, можно сказать, что рост требований к инженерным

расчетам влечет и повышение требований к уровню математических

знаний у будущих инженеров. В получаемых инженером знаниях

должны быть отражены специфика профессиональной деятельности;