Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов

4

Гуманитарный вестник

# 5·2017

Логика отражает наиболее общие законы развития действитель-

ности и является способом доказательства уже открытых истин. Но в

то же время логика — метод перехода от известного к неизвестному.

Поэтому опирающиеся на ее законы результаты развития математики

столь же точны, как исходные данные. Отсюда следует возможность

чисто логического развития математики, отражающего свойства и

закономерности количественных отношений и пространственных

форм материального мира. Это позволяет получать научные резуль-

таты, теоретический объем которых превышает используемый на

практике в данный период. Так рождается

чистая математика

.

Одна из важнейших особенностей технических университетов —

фундаментальная подготовка будущих инженеров на основе углуб-

ленного и расширенного цикла математических, естественнонаучных

и общеинженерных дисциплин. Курс математики в техническом вузе

является примером гармоничного сочетания чистой и прикладной

математики, объединения строгого и доказательного изложения ма-

териала с практической направленностью многочисленных примеров

и задач, рассматриваемых в ходе учебного процесса, что обеспечивает

тесные межпредметные связи курса математики с естественнонауч-

ными и общеинженерными дисциплинами, повышает мотивацию к

освоению математики, способствует осознанию учащимися необхо-

димости получения глубоких математических знаний для успешного

овладения выбранной инженерной профессией.

Специфика преподавания математики в инженерном вузе.

Математика для инженера — средство и инструмент. Рассмотрим не-

которые особенности курса математики для будущих инженеров [7].

1. Удельный вес темы «Графики» в подготовке математика и ин-

женера весьма значителен. Теория для тех и других одна и та же, она

укладывается в три лекции (вместе с примерами), однако если для

математика это одна из важных тем, то для инженера она самая важ-

ная. В узкометодическом плане данная тема — идеальный аккумуля-

тор всего материала первого семестра, при ее изучении математики и

инженеры находятся в равном положении. В итоге изучения «Графи-

ков» у студентов выработаются основные инженерные качества, они

научатся оценивать ситуацию. Вся инженерная математика «держит-

ся» на двух словах —

подставить

(довести до числа) и

оценить

.

Научиться оперировать данными понятиями можно, занимаясь гра-

фическими построениями.

Отметим еще одно важное обстоятельство, весьма характерное

для инженерной практики. Часто полное исследование функции не-

возможно (из-за отсутствия времени или по характеру ситуации) или

не нужно, но хотя бы некоторые основные особенности функции ви-

деть необходимо. В упрощенном варианте вопрос ставится так —