Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов
4
Гуманитарный вестник
# 5·2017
Логика отражает наиболее общие законы развития действитель-
ности и является способом доказательства уже открытых истин. Но в
то же время логика — метод перехода от известного к неизвестному.
Поэтому опирающиеся на ее законы результаты развития математики
столь же точны, как исходные данные. Отсюда следует возможность
чисто логического развития математики, отражающего свойства и
закономерности количественных отношений и пространственных
форм материального мира. Это позволяет получать научные резуль-
таты, теоретический объем которых превышает используемый на
практике в данный период. Так рождается
чистая математика
.
Одна из важнейших особенностей технических университетов —
фундаментальная подготовка будущих инженеров на основе углуб-
ленного и расширенного цикла математических, естественнонаучных
и общеинженерных дисциплин. Курс математики в техническом вузе
является примером гармоничного сочетания чистой и прикладной
математики, объединения строгого и доказательного изложения ма-
териала с практической направленностью многочисленных примеров
и задач, рассматриваемых в ходе учебного процесса, что обеспечивает
тесные межпредметные связи курса математики с естественнонауч-
ными и общеинженерными дисциплинами, повышает мотивацию к
освоению математики, способствует осознанию учащимися необхо-
димости получения глубоких математических знаний для успешного
овладения выбранной инженерной профессией.
Специфика преподавания математики в инженерном вузе.
Математика для инженера — средство и инструмент. Рассмотрим не-
которые особенности курса математики для будущих инженеров [7].
1. Удельный вес темы «Графики» в подготовке математика и ин-
женера весьма значителен. Теория для тех и других одна и та же, она
укладывается в три лекции (вместе с примерами), однако если для
математика это одна из важных тем, то для инженера она самая важ-
ная. В узкометодическом плане данная тема — идеальный аккумуля-
тор всего материала первого семестра, при ее изучении математики и
инженеры находятся в равном положении. В итоге изучения «Графи-
ков» у студентов выработаются основные инженерные качества, они
научатся оценивать ситуацию. Вся инженерная математика «держит-
ся» на двух словах —
подставить
(довести до числа) и
оценить
.
Научиться оперировать данными понятиями можно, занимаясь гра-
фическими построениями.
Отметим еще одно важное обстоятельство, весьма характерное
для инженерной практики. Часто полное исследование функции не-
возможно (из-за отсутствия времени или по характеру ситуации) или
не нужно, но хотя бы некоторые основные особенности функции ви-
деть необходимо. В упрощенном варианте вопрос ставится так —