Гуманитарный вестник
# 5·2017 1
УДК 378 DOI 10.18698/2306-8477-2017-5-431
Некоторые аспекты математической подготовки
инженеров
© Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены проблемы математической подготовки будущих инженеров, фор-
мирования у них математической культуры, показана ее важность для професси-
ональной деятельности.
Ключевые слова:
инженерная математика, математическая культура, матема-
тическое мышление, математическое моделирование, межпредметные связи
Слово «инженер» произошло от латинского
ingenium
, что означа-
ет «способность», «изобретательность». Профессия инженера заро-
дилась в глубокой древности. Первые люди на Земле были и первы-
ми инженерами — сама жизнь требовала от них изобретательности.
За многие тысячелетия данная профессия сильно изменилась —
непрерывно сужается специализация, инженерная работа все теснее
сближается с научной, функции и обязанности постоянно меняются.
Современный инженер — это и конструктор, и экономист, и управле-
нец, и экспериментатор, и программист. Но суть профессии остается
незыблемой. Во все годы инженер работает по схеме: анализ ситуа-
ции — принятие решения — исполнение — ответственность.
Компетенции инженера, формирующиеся в процессе обуче-
ния математике.
Выпускник втуза должен обладать общими и спе-
циальными знаниями, уметь работать с научной литературой, быть
психологически готовым к любому объему работы [1]. Важное место
во всех этих вопросах отводится математике как основному инстру-
менту в руках инженера [2].
По мнению авторов статьи, существуют шесть важных аспектов,
отражающих роль математики в подготовке будущего инженера [3].
1. Установление межпредметных связей — обслуживание сосед-
них дисциплин (физики, химии, механики), что дает им формализо-
ванный язык для описания различных процессов и явлений. Благода-
ря математическим методам механика, астрономия, физика и другие
науки проникают в сущность законов природы и предвидят то, что
еще осталось за границами знания. Математика, способствуя прояв-
лению новых знаний о природе, обществе, находит в смежных науках
реальные стимулы для своего развития. Межпредметные связи в обу-
чении математике выполняют образовательную, развивающую, ме-