Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

тодологическую и воспитывающую функции. Профессиональные

инженерные дисциплины являются своего рода заказчиками тех зна-

ний, умений и навыков, которые могут формироваться посредством

математики и будут востребованы в дальнейшем.

2. Практическая направленность использования математических

знаний — важнейшая составляющая инженерной деятельности [4].

Выпускники технического вуза должны уметь четко сформулировать

ту или иную техническую задачу, строить математические модели,

выбирать

соответствующий поставленной задаче математический

метод и алгоритм решения, использовать для решения задач числен-

ные методы, на основе математического анализа продуцировать и

выбирать практические рекомендации [5].

3. Исторический аспект — передача нынешнему поколению опы-

та предыдущих, иллюстрирующего и подтверждающего эффектив-

ность использования математики в решении различных конкретных

задач любого масштаба — от глобальных до самых простых. Мате-

матика — это многовековая битва идей, умов, характеров, личностей,

грандиозная по масштабу и драматической напряженности, не менее

захватывающая и впечатляющая, чем любое спортивное или теат-

ральное зрелище [6]. Неслучайно во многих технических вузах, в част-

ности в МГТУ им. Н.Э. Баумана, функционируют курсы истории мате-

матики, на которых студенты знакомятся не только с жизнью и науч-

ными достижениями великих математиков, но и изучают процессы

формирования и развития различных математических дисциплин.

4. Этический аспект

математику (как и литературу, и искус-

ство) можно использовать для решения многих жизненно важных во-

просов, связанных с самоанализом, анализом и рационализацией сво-

ей жизни и отношения к ней, культурой труда и мышления, взаимо-

отношением с обществом и осознанием своего места в нем; здесь

можно говорить о

социальной значимости математических знаний

,

что требует развития мировоззрения обучаемого и понимания роли

математики в формировании научной картины мира, позволяющей

адекватно отражать действительность.

5. Эстетический аспект

развитие и формирование ассоциатив-

ного, творческого математического мышления, чтобы не только знать

и понимать изучаемые вопросы, теоремы, методы, но и глубоко чув-

ствовать, ощущая их красоту и эффективность, величие и универ-

сальность, границы применимости и связь с другими сторонами че-

ловеческого познания: музыкой, языком, философией, физикой, лите-

ратурой; к основным чертам творческого математического мышления

относятся лаконизм, стремление всегда находить кратчайший, ведущий

к цели логический путь. Творческий подход к решению математиче-

ских, а также и технических задач проявляется в умении видоизме-