Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов
2
Гуманитарный вестник
# 5·2017
тодологическую и воспитывающую функции. Профессиональные
инженерные дисциплины являются своего рода заказчиками тех зна-
ний, умений и навыков, которые могут формироваться посредством
математики и будут востребованы в дальнейшем.
2. Практическая направленность использования математических
знаний — важнейшая составляющая инженерной деятельности [4].
Выпускники технического вуза должны уметь четко сформулировать
ту или иную техническую задачу, строить математические модели,
выбирать
соответствующий поставленной задаче математический
метод и алгоритм решения, использовать для решения задач числен-
ные методы, на основе математического анализа продуцировать и
выбирать практические рекомендации [5].
3. Исторический аспект — передача нынешнему поколению опы-
та предыдущих, иллюстрирующего и подтверждающего эффектив-
ность использования математики в решении различных конкретных
задач любого масштаба — от глобальных до самых простых. Мате-
матика — это многовековая битва идей, умов, характеров, личностей,
грандиозная по масштабу и драматической напряженности, не менее
захватывающая и впечатляющая, чем любое спортивное или теат-
ральное зрелище [6]. Неслучайно во многих технических вузах, в част-
ности в МГТУ им. Н.Э. Баумана, функционируют курсы истории мате-
матики, на которых студенты знакомятся не только с жизнью и науч-
ными достижениями великих математиков, но и изучают процессы
формирования и развития различных математических дисциплин.
4. Этический аспект
—
математику (как и литературу, и искус-
ство) можно использовать для решения многих жизненно важных во-
просов, связанных с самоанализом, анализом и рационализацией сво-
ей жизни и отношения к ней, культурой труда и мышления, взаимо-
отношением с обществом и осознанием своего места в нем; здесь
можно говорить о
социальной значимости математических знаний
,
что требует развития мировоззрения обучаемого и понимания роли
математики в формировании научной картины мира, позволяющей
адекватно отражать действительность.
5. Эстетический аспект
—
развитие и формирование ассоциатив-
ного, творческого математического мышления, чтобы не только знать
и понимать изучаемые вопросы, теоремы, методы, но и глубоко чув-
ствовать, ощущая их красоту и эффективность, величие и универ-
сальность, границы применимости и связь с другими сторонами че-
ловеческого познания: музыкой, языком, философией, физикой, лите-
ратурой; к основным чертам творческого математического мышления
относятся лаконизм, стремление всегда находить кратчайший, ведущий
к цели логический путь. Творческий подход к решению математиче-
ских, а также и технических задач проявляется в умении видоизме-