Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Некоторые аспекты математической подготовки инженеров

Гуманитарный вестник

# 5·2017 3

нять заданную ситуацию, чтобы создать условия для применимости то-

го или иного метода, или в умении конструировать на базе данной зада-

чи новые, осуществлять контроль и исследовать результат решения.

6. Тренировочный аспект — математика является идеальным

средством для тренировки мозга. Занятия математикой способствуют

достижению высокого уровня мыслительной концентрации, устойчи-

вости внимания, способности в течение длительного времени зани-

маться определенным видом деятельности, уделять внимание не-

скольким объектам одновременно.

Все это накладывает отпечаток на специфику курса математики в

техническом вузе.

Взаимосвязь фундаментальной и прикладной математики

.

Как и всякая наука, математика считается единой и неделимой, спра-

ведливо это или нет — не столь важно. Но в некоторых ситуациях ее

приходится разделять на чистую и прикладную, элементарную и

высшую, вузовскую и втузовскую, для гуманитариев и инженеров.

Развитие математики, как известно, идет двумя основными путями:

1) ориентируясь на реальные задачи, возникшие, как правило, вне

математики — в инженерной практике; 2) руководствуясь только

собственной внутренней логикой, без учета практической пользы для

окружающих (и в смежных дисциплинах, и в практических задачах).

Это и есть деление на прикладную математику и чистую.

Анализируя реальные условия развития, предмета и значения ма-

тематики, можно сделать вывод, что практика является не только

ис-

точником и движущей силой

роста математики, но и

критерием ис-

тины

математических теорий. И в этом математика не отличается

принципиально от других отраслей знания.

Однако в концепции зависимости развития математики от прак-

тики сильно упрощен реальный процесс ее эволюции: отсюда следу-

ет, что математики могут делать открытия, предопределяемые только

потребностями техники, промышленности и т. п. Но история науки

показывает, что математики нередко выходят за границы, предопре-

деляемые практикой текущего времени, и развивают теории, опере-

жающие современные требования на многие десятилетия. Практика в

этом случае побуждает математиков к исследованиям определенного

характера; однако проблему можно считать решенной только тогда,

когда она получит строгое логическое обоснование.

Таким образом, деятельность людей является решающей причи-

ной развития и источником исследований естествознания и матема-

тики. Но отсюда не следует, что движение научной теории предопре-

делено только тогда, когда появляются соответствующие требования

со стороны людей. Дело в том, что

математика в силу объективно-

сти законов логики, обладая относительной самостоятельностью,

имеет внутренние возможности и стимулы развития

.