Некоторые аспекты математической подготовки инженеров
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
нять заданную ситуацию, чтобы создать условия для применимости то-
го или иного метода, или в умении конструировать на базе данной зада-
чи новые, осуществлять контроль и исследовать результат решения.
6. Тренировочный аспект — математика является идеальным
средством для тренировки мозга. Занятия математикой способствуют
достижению высокого уровня мыслительной концентрации, устойчи-
вости внимания, способности в течение длительного времени зани-
маться определенным видом деятельности, уделять внимание не-
скольким объектам одновременно.
Все это накладывает отпечаток на специфику курса математики в
техническом вузе.
Взаимосвязь фундаментальной и прикладной математики
.
Как и всякая наука, математика считается единой и неделимой, спра-
ведливо это или нет — не столь важно. Но в некоторых ситуациях ее
приходится разделять на чистую и прикладную, элементарную и
высшую, вузовскую и втузовскую, для гуманитариев и инженеров.
Развитие математики, как известно, идет двумя основными путями:
1) ориентируясь на реальные задачи, возникшие, как правило, вне
математики — в инженерной практике; 2) руководствуясь только
собственной внутренней логикой, без учета практической пользы для
окружающих (и в смежных дисциплинах, и в практических задачах).
Это и есть деление на прикладную математику и чистую.
Анализируя реальные условия развития, предмета и значения ма-
тематики, можно сделать вывод, что практика является не только
ис-
точником и движущей силой
роста математики, но и
критерием ис-
тины
математических теорий. И в этом математика не отличается
принципиально от других отраслей знания.
Однако в концепции зависимости развития математики от прак-
тики сильно упрощен реальный процесс ее эволюции: отсюда следу-
ет, что математики могут делать открытия, предопределяемые только
потребностями техники, промышленности и т. п. Но история науки
показывает, что математики нередко выходят за границы, предопре-
деляемые практикой текущего времени, и развивают теории, опере-
жающие современные требования на многие десятилетия. Практика в
этом случае побуждает математиков к исследованиям определенного
характера; однако проблему можно считать решенной только тогда,
когда она получит строгое логическое обоснование.
Таким образом, деятельность людей является решающей причи-
ной развития и источником исследований естествознания и матема-
тики. Но отсюда не следует, что движение научной теории предопре-
делено только тогда, когда появляются соответствующие требования
со стороны людей. Дело в том, что
математика в силу объективно-
сти законов логики, обладая относительной самостоятельностью,
имеет внутренние возможности и стимулы развития
.