Е.А. Власова, Э.П. Казанджан, В.С. Попов
6
Гуманитарный вестник
# 5·2017
4. У каждого времени свои законы. Нынешние студенты — дети
ЕГЭ и интернета. Вредность ЕГЭ ни для кого не является секретом. С
математикой в интернете можно познакомиться отчасти напрямую,
открыв соответствующие сайты, отчасти косвенно — по экзаменаци-
онным листам студентов (ясно, что сами они написанную ими тео-
рию придумать не могли). Зачастую в работах студентов математиче-
ская теория изложена с грубыми ошибками и сомнительными доказа-
тельствами теорем. Например, на целую страницу растягивается
доказательство теоремы, для которого инженеру достаточно одной
строки выкладок и нескольких строк пояснений. Или теоремы, кото-
рые всегда рекомендуется записывать в стандартной форме с оборо-
том «Если…, то…», вдруг приобретают вид: «Пускай… . Тогда…».
Но условия теоремы и допущение — разные вещи, их смешение явно
выходит за рамки стилевой небрежности. В связи с этим в техниче-
ских вузах необходимо создавать учебные сайты, электронные биб-
лиотеки, содержащие издания, прошедшие строгое рецензирование.
Особое внимание следует уделять созданию электронных
конспектов
лекций, электронных учебников с интерактивными элементами, в ко-
торых содержатся обучающие элементы, вопросы для самоконтроля,
подсказки. Электронные учебно-методические материалы должны
существенно отличаться от оцифрованных учебных и учебно-
методических пособий и содержать помимо основного текста раз-
личного рода дополнения, гиперссылки на учебные материалы из
электронной библиотеки, всплывающие окна с пояснениями, типо-
вые задачи и интерактивные примеры их решения, фото- и видеома-
териалы, анимацию и т. д. [8].
5. Вся многовековая история научного познания — это взаимо-
связь двух различных методологических подходов:
теории
и
экспе-
римента
. Оба подхода существуют на равных правах, они взаимо-
действуют, сотрудничают, при этом взаимно обогащают и дополняют
друг друга. Данные теории проверяют экспериментом, данные экспе-
римента — теорией. Можно отметить два характерных нюанса взаи-
мосвязи теории и эксперимента. Во-первых, она становится все более
активной, динамичной: естественных природных экспериментов (где
роль человека ограничивается наблюдением) почти не осталось, экс-
перимент приобретает все большую изначальную теоретическую ос-
нову, без которой эксперимент трудно организовать и невозможно
понять смысл его результатов. Во-вторых, совпадение или расхожде-
ние данных, полученных теоретически и экспериментально, прихо-
дится оценивать все более тонко, диалектично. Хотя самое хорошее
совпадение лишь косвенно подтверждает истинность результата,
именно оно дает исследователям повод в этот результат поверить,
полностью его признать. Однако несовпадение теоретических и экс-