Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Некоторые аспекты математической подготовки инженеров

Гуманитарный вестник

# 5·2017 5

описать (охарактеризовать) поведение функции в области определе-

ния. Разумеется, без использования производных некоторые детали

порой выпадают. Но скорость оправдывает все, а фактор времени ча-

сто оказывается решающим в инженерной работе. Поэтому крайне

полезно строить

графики устно, без выкладок, дифференцирования.

Подобная облегченно-ускоренная тренировка благотворно скажется в

дальнейшем, при изучении определенных (особенно несобственных)

интегралов и рядов.

По неписаному закону инженерии необходимо видеть хотя бы в

общих чертах основные особенности любой функции. К сожалению,

непониманием этой простой ситуации грешат очень многие препода-

ватели математики, в том числе авторы популярнейших учебников и

задачников — исследование функции для построения графика дро-

бится на части: в задачах одного параграфа надо искать только ин-

тервалы возрастания-убывания, в других — только асимптоты и т. д.

Такой подход является идеологически вредным.

2. Излишняя формализация подачи материала студентам млад-

ших курсов. Примером того, как хорошая вещь становится не просто

бесполезной, но и вредной, являются

кванторы

. Студенты скачивают

ответы из интернета, совершенно не понимая смысла, и не могут вы-

разить словами, что они означают. Многие учебники математики для

студентов технических вузов грешат перегруженностью кванторами.

Большинство студентов не воспринимает текст, где математических

символов больше, чем слов. Если возникла такая дилемма — квантор

или русский язык? — то выбор однозначен: язык важнее.

3. Требования к знанию материала отличаются для математиков и

инженеров (поскольку математика, по Гильберту, это язык, то здесь

языковая аналогия более чем уместна): для математика самое глав-

ное — широта словарного запаса, а для инженера — умение разгова-

ривать. К сожалению, в преподавании языка, несмотря на огромный

практический опыт, до сих пор нет четких критериев соотношения

между количеством слов и составлением из них осмысленных пред-

ложений. Эту важнейшую задачу каждый преподаватель решает ин-

дивидуально, чисто интуитивно, автоматически. Но рано или поздно

наступает этап контроля знаний, где невозможны автоматические

решения. Переход на письменную форму экзаменов сильно осложня-

ет ситуацию, так как в заданиях присутствуют разные вопросы — и

те, над которыми студент имеет право думать, и те, на которые обя-

зан отвечать с ходу. Здесь происходит разрыв с инженерной практи-

кой: инженер часто сталкивается с задачами, которые необходимо

решить именно сегодня, так как завтра будет поздно. Все занятия, а

тем более экзамены, зачеты, контрольные, должны быть прообразом

инженерной работы, а привычная игра в вопросы — ответы на инже-

нерные будни мало похожа.