Е.С. Алексеева
8
Гуманитарный вестник
# 4·2017
иметь все члены общества. Для устойчивости политической системы
нужна качественная обратная связь.
Таким образом,
курс противодействия манипуляции сознанием
в условиях ведущейся против России информационной войны был бы
полезен каждому гражданину.
Совершенно точно, что власти при
этом придется самой совершенствоваться и меняться, чтобы
не терять рычагов управления и контроля, но это, бесспорно, пойдет
на пользу государству.
На сегодняшнем этапе Россия должна оказывать интенсивное
противодействие теперь уже не попыткам, а целенаправленной
кампании по фальсификации истории и особенно
—
пересмотру
итогов Второй мировой войны
. «Фашизм был тенью или уродливым
детищем коммунизма», — написал в своих мемуарах Черчилль,
положив начало кампании по фальсификации истории [4, с. 82]. Оче-
видно, что, как только активистам этой кампании удастся поставить
знак равенства между фашизмом и коммунизмом, процесс пересмот-
ра итогов Второй мировой войны и всего послевоенного мироустрой-
ства вступит в свою решающую фазу. Очень четко в эту схему укла-
дываются действия польских, украинских националистов по сносу
памятников и осквернению кладбищ, и в связи с этим непонятно, как
некоторые российские политики начинают действовать в том же
духе, призывая, например, к десталинизации современной России и
внося сомнительные законодательные инициативы. Этот парадокс —
глумление над собой, своей армией и историей — подметила
Н. Нарочницкая. По ее словам, в России «традиция пренебрежения
и презрения к собственной истории со стороны большой части
интеллигенции сильна» и «такого извращения сознания больше нет
нигде» [5, с. 77]. Этот же феномен описывают в своих исследованиях
Дж. Кьеза [6], Ги Меттан [7]. Автор статьи призывает не позволять
отдельным представителям нашего политического истеблишмента
разделять общество посредством надуманных информационных
поводов, тем более в столь непростой для страны период, а также от-
носиться к истории бережно, уважительно, объективно и не подвер-
гать ее шельмованию.
Здесь встает еще один наиважнейший вопрос — преподавания
истории в школе. При всей его очевидности и столь широкой обсуж-
даемости на самом высоком уровне вопросы к качеству преподавания
все же остаются. Дети не должны приходить из школы со словами:
«Понятно, почему поляки нас так ненавидят. Мы с Гитлером, оказы-
вается, пакт Молотова — Риббентропа подписали!» Пакт подписали,
но что тому предшествовало и как этот пакт расценил тот же Чер-
чилль, в школе, видимо, не рассказали. А Черчилль, кстати, написал
спустя годы следующее: «Невозможно сказать, кому он (пакт —
Е.А.
)