Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Е.С. Алексеева

10

Гуманитарный вестник

# 4·2017

1463, боевые самолеты — 1350. Войска противника — соответствен-

но 1 011,5 тыс., 10 290, 675, 1216. Стало быть, к началу контрнаступ-

ления мы располагали только незначительным превосходством в ар-

тиллерии и танках.

Суть дела в том, что советское командование

при отсутствии общего превосходства в силах и средствах сумело

искусно создать мощные ударные группировки на направлениях глав-

ных ударов…

(курс. авт. —

Е.А.

) Добавим к этому правильный выбор

направлений, выводивших ударные группировки в тыл врага; точное

определение момента перехода в контрнаступление; одновременное

образование внешнего и внутреннего фронтов окружения; надежную

организацию воздушной блокады войск противника, попавших в ги-

гантский “котел”» [9, с. 292].

Проблему фальсификации истории нельзя недооценивать: мани-

пулируя прошлым, можно оказывать воздействие на настоящее и, как

следствие, управлять будущим. Поэтому надо хорошо знать историю

и очень внимательно читать тексты, чтобы оставаться субъектами

истории.

Необходимо содействовать отечественным СМИ в составлении

правил работы с информацией и этики общения в условиях информа-

ционной войны

. Надо учить журналистов пользоваться информацией

и не реагировать на отдельные провокации, например, ту, которая

имела место в эфире Первого канала 14 июня 2014 г., — новость о

якобы распятом фашистами трехлетнем мальчике. Как справедливо

замечает С.Г. Кара-Мурза, «прямая ложь в СМИ есть признак низкой

профессиональной квалификации редактора: ее обнаружение вызы-

вает потерю контроля над аудиторией, она становится невосприим-

чивой к пропаганде» [10, с. 283]. К сожалению, после вброшенной в

эфир фальшивки под ударом оказались все российские СМИ, эта си-

туация дала повод говорить недругам: «Посмотрите, что творит пу-

тинская пропаганда!» А российские СМИ и раньше не любили на За-

паде (вот как, например, характеризует их работу М. Кастельс в ис-

следовании 2008 г., вышедшем в переводе на русский язык в 2016 г.:

«Это особенно относится к России при Путине, когда журналисты и

граждане воюют с

авторитарным медиарежимом

(курс. авт.

Е.А.

), направляемым политической мотивацией с высшего государ-

ственного уровня» [11, с. 136]). Таким образом,

правила работы

с информацией должны быть жестко регламентированы в условиях

информационной войны

. И этика общения, в том числе в различных

ток-шоу и итоговых программах, должна быть тоже четко опреде-

ленной. Когда ведущие российские СМИ оскорбляют лидеров сосед-

них, пусть даже и недружественных государств, или выставляют

публично на смех приглашенных в студию политических оппонен-

тов, они оказывают сами себе и власти медвежью услугу: теряют

сторонников, утрачивают доверие, приводят к кризису легитимности.