Политика России в условиях современной информационной войны…
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
народном уровне законодательно поставить барьер информацион-
ным войнам.
Это очевидно: поскольку информационные войны
не подпадают под нормы международного права, этим активно поль-
зуются те, кто их развязывает. По мнению автора статьи, для начала
специалистам внутри страны нужно определить понятие информаци-
онной войны и ввести его в законодательство, квалифицировать ее
отдельные методы: дезинформацию, диффамацию, клевету, фальси-
фикацию, дискредитацию. А после того как национальное законода-
тельство будет отвечать угрозам и вызовам ведущихся против России
информационных войн, нужно решить проблему унификации зако-
нодательства стран мирового сообщества по всем вопросам исполь-
зования информации, международных информационных сетей, ин-
формационных технологий, противодействия информационной
агрессии, укрепления информационной безопасности и т. д. Кроме
того, было бы правильным выработать международную конвенцию о
нормах информационного взаимодействия в ситуациях острых меж-
дународных конфликтов, дающих правовую квалификацию информа-
ционной агрессии и информационной войне, определяющих систему
запретов и ограничений на применение информационного оружия.
Также есть острая необходимость в создании интернациональных пра-
вил поведения в Интернете и управления всемирной сетью.
Следует обратить внимание на то, что в российском законода-
тельстве некоторые механизмы защиты от недобросовестного ис-
пользования информации предусмотрены. Так, согласно статье 152
Гражданского кодекса РФ «Защита чести, достоинства и деловой ре-
путации» и статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета», униже-
ние чести, достоинства и деловой репутации через распространение
порочащей информации (диффамации) и заведомо ложных сведений
(клеветы) является преступлением. Основной лингвоправовой при-
знак диффамации — порочащие сведения — раскрывается посред-
ством лингвистической экспертизы через противопоставление мне-
ний и фактов: если факты подлежат верификации, то мнения носят
оценочный характер. Данные статьи используются в российской су-
дебной практике, и лица, распространяющие порочащие сведения,
привлекаются к ответственности. В связи с этим возникает вопрос:
почему, имея в национальном законодательстве определенный набор
инструментов правового противодействия информационным пре-
ступлениям, Россия не стремится вооружиться такими же методами в
международной жизни? От ежедневных информационных атак и дез-
информации страдают имидж страны, ее возможности влиять на ми-
ровое общественное мнение, международную обстановку и продви-
гать собственную информационную повестку.
К сожалению, о недооценке в России юридических механизмов
противодействия информационным войнам свидетельствуют, в том