Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

Е.С. Алексеева

6

Гуманитарный вестник

# 4·2017

воспитывая подрастающее поколение разных стран на продукции

голливудской фабрики грез и кровавых компьютерных играх. В Ки-

тае, как известно, существуют квоты на показ иностранных фильмов.

В России зарубежная, преимущественно американская, кинопродук-

ция по-прежнему доминирует. Парадоксально: о деградации россий-

ско-американских двусторонних отношений и пока неразрешенных

противоречиях осведомлены все, между тем программа кинотеатров

демонстрирует обратное.

Нужно разработать программу информационного ликбеза

и медиаобразования в школах и вузах с раскрытием механизмов ин-

формационной, или консциентальной, войны

с сознанием, разруша-

ющей ценностные установки народонаселения противника, его граж-

данскую и национальную идентичность. Важно помнить, что

психо-

логическая сущность манипуляции — в эксплуатации человеческих

эмоций. Предметом исследования такого курса могли бы стать тех-

нологии манипуляции сознанием и методы противодействия ей, а

также приемы и методы современной информационной войны,

наблюдаемые ежедневно с экранов телевизоров, со страниц газет, в

Интернете и т. д. Цель спецкурса — формирование у слушателей

навыков определения основных составляющих манипулятивного

воздействия [2]

.

Следует уже с подросткового возраста тренировать

способности к противодействию манипуляции. В сущности, все до-

вольно просто: во время просмотра, прочтения, прослушивания но-

востей нужно учиться самому себе задавать вопросы: кому выгодна

эта информация? Зачем она преподнесена в таком ключе? Какие цели

преследует информатор? Приемы манипуляции должны быть обще-

известны: ситуация, в которой берется интервью; прямой эфир или

передача в записи; фотографии, цитаты, заголовки, которые можно

сфабриковать, исказить, неточно процитировать, отредактировать,

по-своему интерпретировать, отнестись избирательно, намеренно

что-то упустить из виду или, напротив, приписать кому-либо заявле-

ния, которых он никогда не делал, наконец, придержать правду,

опубликовать ее тогда, когда она уже потеряла свою актуальность.

Однако здесь есть существенное «но». Очевидно, что сегодня

манипулятивное воздействие на сознание происходит не только

со стороны оппозиционных СМИ, но и государственных. И порой

доходит до абсурда. К примеру, сегодняшний москвич может

не знать, что такое ТиНАО (аббревиатура, обозначающая Троицкий и

Новомосковский административные округа столицы), но без запинки

ответит на вопрос, где находится Идлиб. Это, к сожалению,

свидетельствует о перекосе информационной политики ведущих

российских СМИ. Получается, что, принимая решение об обучении

населения навыкам противодействия манипуляции сознанием,