Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…
Гуманитарный вестник
# 2·2017 7
уммы, при наличии государственности и ресурсов для ее ведения.
Все обозначенные нюансы полностью игнорируются апологетами
терроризма, практикующими не джихад, а именно терроризм. Отме-
тим, что любые попытки сужения понятия джихад предоставляют
оправдания экстремистским практикам. Террористические группи-
ровки, апеллируя к исламу и необходимости ведения джихада, на са-
мом деле имеют в виду джихад меча, и притом ошибочный. Призывы
к джихаду, а также практики его продвижения псевдоисламскими со-
обществами в России несостоятельны ввиду:
1) неправомерности использования исламского концепта «джи-
хад» в качестве цели и средства оправдания экстремистской деятель-
ности;
2) отсутствия на территории страны дар уль-харб (земли войны),
а следовательно, и необходимости военного выступления;
3) отсутствия представительной власти (с наличествующими ре-
сурсами и возможностями), ратующей от имени мусульманской ум-
мы за избавление мусульман от гнета, притеснения и т. д.
Отметим, что «преступные негосударственные субъекты» при
этом не позиционируют себя равными государствам, а ставят себя
выше государств и общества [5].
Тот смысл, который вложен экстремистами в понимание джиха-
да, не редуцируется ни к одному из традиционных смыслов этого
концепта. Вскрывая идеологическую сущность джихада, его видов,
целей и условий, смысл обнаруживается в сути не джихада, а именно
экстремизма как гласного или негласного противостояния институту
права, конституционному строю с использованием тактики запугива-
ния, насилия, торговли оружием, людьми и т. д.
Экстремистскими группировками джихад меча постулируется
и тиражируется в качестве единственно допустимого и необходимо-
го. Согласно идеологии терроризма, джихад вправе объявить глава
любого джамаата, в любом регионе страны/мира, привлекая к уча-
стию в нем детей и женщин. Тактика, цели, методы джихада меча
в традиционном понимании абсолютно не соотносимы с целями и
методами ведения джихада экстремистскими организациями. Вместо
авторитетного имама джихад меча объявляет глава преступной груп-
пировки, вместо необходимых ресурсов используются оружие и про-
паганда, вместо достижения общемусульманского блага — террор
и угрозы личной расправы, нанесение вреда исламу как на внутрен-
нем уровне, так и на внешнем его восприятии в кросс-культурной
коммуникации.
Для пресечения манипулирования практикой джихада в совре-
менном обществе важно развивать навыки критического осмысления
как ограничивающего, устанавливающего границы: где заканчивает-
ся ислам и начинается псевдо- и антиисламская риторика.