Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…

Гуманитарный вестник

# 2·2017 7

уммы, при наличии государственности и ресурсов для ее ведения.

Все обозначенные нюансы полностью игнорируются апологетами

терроризма, практикующими не джихад, а именно терроризм. Отме-

тим, что любые попытки сужения понятия джихад предоставляют

оправдания экстремистским практикам. Террористические группи-

ровки, апеллируя к исламу и необходимости ведения джихада, на са-

мом деле имеют в виду джихад меча, и притом ошибочный. Призывы

к джихаду, а также практики его продвижения псевдоисламскими со-

обществами в России несостоятельны ввиду:

1) неправомерности использования исламского концепта «джи-

хад» в качестве цели и средства оправдания экстремистской деятель-

ности;

2) отсутствия на территории страны дар уль-харб (земли войны),

а следовательно, и необходимости военного выступления;

3) отсутствия представительной власти (с наличествующими ре-

сурсами и возможностями), ратующей от имени мусульманской ум-

мы за избавление мусульман от гнета, притеснения и т. д.

Отметим, что «преступные негосударственные субъекты» при

этом не позиционируют себя равными государствам, а ставят себя

выше государств и общества [5].

Тот смысл, который вложен экстремистами в понимание джиха-

да, не редуцируется ни к одному из традиционных смыслов этого

концепта. Вскрывая идеологическую сущность джихада, его видов,

целей и условий, смысл обнаруживается в сути не джихада, а именно

экстремизма как гласного или негласного противостояния институту

права, конституционному строю с использованием тактики запугива-

ния, насилия, торговли оружием, людьми и т. д.

Экстремистскими группировками джихад меча постулируется

и тиражируется в качестве единственно допустимого и необходимо-

го. Согласно идеологии терроризма, джихад вправе объявить глава

любого джамаата, в любом регионе страны/мира, привлекая к уча-

стию в нем детей и женщин. Тактика, цели, методы джихада меча

в традиционном понимании абсолютно не соотносимы с целями и

методами ведения джихада экстремистскими организациями. Вместо

авторитетного имама джихад меча объявляет глава преступной груп-

пировки, вместо необходимых ресурсов используются оружие и про-

паганда, вместо достижения общемусульманского блага — террор

и угрозы личной расправы, нанесение вреда исламу как на внутрен-

нем уровне, так и на внешнем его восприятии в кросс-культурной

коммуникации.

Для пресечения манипулирования практикой джихада в совре-

менном обществе важно развивать навыки критического осмысления

как ограничивающего, устанавливающего границы: где заканчивает-

ся ислам и начинается псевдо- и антиисламская риторика.