Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…

Гуманитарный вестник

# 2·2017 3

дия за продвижение слова, религии, закона Аллаха именно воору-

женным путем. Обязательными условиями для участника джихада

меча выступают достижение совершеннолетия, наличия возможности

и разрешения правителя. Недопустимо участие в сражении мусуль-

ман, не получивших согласия у родителей. Этот принцип обыгрыва-

ется радикалами как отступление родителей от истинного ислама, за-

бывание традиции и истоков, т. е. незнающих можно и не слушать,

и ослушаться. В практике террористических организаций призыв

к вооруженной борьбе обращен ко всем: каждому мусульманину сле-

дует оказывать помощь братьям в войне с неверными. Всем, даже де-

тям: сюжеты о тренировочных базах мальчишек с маленькими, но

уверенными в движениях руками, приводящих в исполнение приго-

воры старших товарищей, наводнили сеть. Десятки европейских

женщин отправляются вслед за мужьями и будущими женихами

с мыслями о выполнении богоугодного дела. Никто не должен остать-

ся в стороне, иначе — ты отступник, твоя земная жизнь превыше веч-

ного пребывания в райских садах!

В этой связи последователи псевдоисламских направлений апел-

лируют к важному понятию обязательных предписаний (фард) в ис-

ламе, которые делят на индивидуальные (фард ал-айн) и коллектив-

ные (фард ал-кифая). Индивидуальная обязанность, такая, например,

как настаивание молитвы, соблюдение поста, не может быть перело-

жена на кого-либо и является личной обязанностью каждого мусуль-

манина, невыполнение и отрицание которой влечет за собой выход из

ислама. Коллективная обязанность относится ко всем мусульманам

в целом, но если достаточное количество человек занимается ее вы-

полнением, то остальные освобождаются от нее, и считается, что

предписание выполнено всеми мусульманами [6, ст. фард]. Джихад

меча не входит в категорию индивидуальной обязанности, что пыта-

ются внушить и навязать противники умеренного, да и вообще исла-

ма. Они выдают коллективную обязанность за индивидуальную, счи-

тая всех, кто не выступает под их флагами и лозунгами, изменниками

и отступниками. На информационных порталах часто можно видеть

соответствующие разделы и подзаголовки — «враги ислама», «мур-

тады» и т. д., хотя к исламу подобные заявления не имеют никакого

отношения.

Участие в джихаде меча необходимо для жителей территорий, со-

предельных с неприятелем, в то время как в других регионах этот

вид джихада не является обязательным. Если по каким-либо причинам

этого недостаточно, то к первоначальному очагу противодействия вра-

гам добавляются соседние территории и т. д. Впрочем, в зависимости

от мазхаба имеются разночтения в этом вопросе [7, с. 42]: ханафит-

ский, ханбалитский, шафиитский предписывают обязательство джиха-

да меча для жителей отдаленных регионов при наличии необходимых