Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…
Гуманитарный вестник
# 2·2017 3
дия за продвижение слова, религии, закона Аллаха именно воору-
женным путем. Обязательными условиями для участника джихада
меча выступают достижение совершеннолетия, наличия возможности
и разрешения правителя. Недопустимо участие в сражении мусуль-
ман, не получивших согласия у родителей. Этот принцип обыгрыва-
ется радикалами как отступление родителей от истинного ислама, за-
бывание традиции и истоков, т. е. незнающих можно и не слушать,
и ослушаться. В практике террористических организаций призыв
к вооруженной борьбе обращен ко всем: каждому мусульманину сле-
дует оказывать помощь братьям в войне с неверными. Всем, даже де-
тям: сюжеты о тренировочных базах мальчишек с маленькими, но
уверенными в движениях руками, приводящих в исполнение приго-
воры старших товарищей, наводнили сеть. Десятки европейских
женщин отправляются вслед за мужьями и будущими женихами
с мыслями о выполнении богоугодного дела. Никто не должен остать-
ся в стороне, иначе — ты отступник, твоя земная жизнь превыше веч-
ного пребывания в райских садах!
В этой связи последователи псевдоисламских направлений апел-
лируют к важному понятию обязательных предписаний (фард) в ис-
ламе, которые делят на индивидуальные (фард ал-айн) и коллектив-
ные (фард ал-кифая). Индивидуальная обязанность, такая, например,
как настаивание молитвы, соблюдение поста, не может быть перело-
жена на кого-либо и является личной обязанностью каждого мусуль-
манина, невыполнение и отрицание которой влечет за собой выход из
ислама. Коллективная обязанность относится ко всем мусульманам
в целом, но если достаточное количество человек занимается ее вы-
полнением, то остальные освобождаются от нее, и считается, что
предписание выполнено всеми мусульманами [6, ст. фард]. Джихад
меча не входит в категорию индивидуальной обязанности, что пыта-
ются внушить и навязать противники умеренного, да и вообще исла-
ма. Они выдают коллективную обязанность за индивидуальную, счи-
тая всех, кто не выступает под их флагами и лозунгами, изменниками
и отступниками. На информационных порталах часто можно видеть
соответствующие разделы и подзаголовки — «враги ислама», «мур-
тады» и т. д., хотя к исламу подобные заявления не имеют никакого
отношения.
Участие в джихаде меча необходимо для жителей территорий, со-
предельных с неприятелем, в то время как в других регионах этот
вид джихада не является обязательным. Если по каким-либо причинам
этого недостаточно, то к первоначальному очагу противодействия вра-
гам добавляются соседние территории и т. д. Впрочем, в зависимости
от мазхаба имеются разночтения в этом вопросе [7, с. 42]: ханафит-
ский, ханбалитский, шафиитский предписывают обязательство джиха-
да меча для жителей отдаленных регионов при наличии необходимых