Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…

Гуманитарный вестник

# 2·2017 5

страха, насилия и жестокого политического господства» [11].

Насколько данные группировки, будь то ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра

или Имарат Кавказ, авторитетны для мусульманского сообщества?

Безусловно, среди мусульман, а также их представителей на регио-

нальном и государственном уровне (имеются в виду главы ДУМ —

Духовного управления мусульман) подобные призывы, заявления

и амбиции на первенство вызывают только возмущение. Участники

группировок не выражают воли мусульман, уммы, а лишь продвига-

ют собственные интересы и притязания на преступное властвование,

прикрываясь исламом и верой. Необходимо также отметить роль

России в планах всемирного сообщества радикальных исламских

экстремистов по «созданию глобального исламского центра силы

(государственно-территориально-идеологического конгломерата) в

составе территорий нынешних стран Ближнего и Среднего Востока,

Центральной Азии, Северного Кавказа и Крыма» [12]. На территории

Крымского полуострова «действовали различные исламские органи-

зации, ставившие своей целью построение исламского государства

в Крыму, в том числе и как составляющей части “Кавказского Има-

рата”» [12]. Согласно И.П. Добаеву, в 2013 г. на территории автоно-

мии существовали не менее 30 ваххабитских групп, не испытываю-

щих «недостатка в оружии и боеприпасах», а также «открыто

действует запрещенная во многих государствах международная ис-

ламистская группировка “Хизб ут-Тахрир” (“Партия исламского

освобождения”), конечной целью которой является создание «все-

мирного мусульманского халифата» [13]. В связи с интеграцией

Крыма в политико-правовое поле РФ автоматически изменилось от-

ношение к организациям и объединениям, которые прежде могли

свободно осуществлять свою деятельность на полуострове. Но при-

верженцы протохалифатской ячейки не отказываются от своих

взглядов и предпочтений так же автоматически, чему имеются под-

тверждения: аресты участников запрещенных на территории РФ тер-

рористических организаций в 2016 г., проверки крымских медресе на

наличие материалов, признанных экстремистскими. Все это говорит

об актуальности исследуемого явления и необходимости отделения

исламских ценностей и норм от целей преступных группировок.

Одно из обстоятельств ведения джихада меча связано с государ-

ственной организацией, а именно — отсутствием договорных отно-

шений с противоборствующей стороной [6, ст. джихад], что отчасти

имеет место: последователи радикальных формирований разрывают

в одностороннем порядке отношения с конституционной системой

посредством уничтожения «кафирских» паспортов, сменой имен

и получением «истинно исламских». В то же время весьма противо-

положный оттенок получило в 2013 г. обращение сторонников «Хизб

ут-Тахрир» (граждан РФ) в Европейский Суд по правам человека с