Джихад меча: традиционные и экстремистские интерпретации…
Гуманитарный вестник
# 2·2017 5
страха, насилия и жестокого политического господства» [11].
Насколько данные группировки, будь то ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра
или Имарат Кавказ, авторитетны для мусульманского сообщества?
Безусловно, среди мусульман, а также их представителей на регио-
нальном и государственном уровне (имеются в виду главы ДУМ —
Духовного управления мусульман) подобные призывы, заявления
и амбиции на первенство вызывают только возмущение. Участники
группировок не выражают воли мусульман, уммы, а лишь продвига-
ют собственные интересы и притязания на преступное властвование,
прикрываясь исламом и верой. Необходимо также отметить роль
России в планах всемирного сообщества радикальных исламских
экстремистов по «созданию глобального исламского центра силы
(государственно-территориально-идеологического конгломерата) в
составе территорий нынешних стран Ближнего и Среднего Востока,
Центральной Азии, Северного Кавказа и Крыма» [12]. На территории
Крымского полуострова «действовали различные исламские органи-
зации, ставившие своей целью построение исламского государства
в Крыму, в том числе и как составляющей части “Кавказского Има-
рата”» [12]. Согласно И.П. Добаеву, в 2013 г. на территории автоно-
мии существовали не менее 30 ваххабитских групп, не испытываю-
щих «недостатка в оружии и боеприпасах», а также «открыто
действует запрещенная во многих государствах международная ис-
ламистская группировка “Хизб ут-Тахрир” (“Партия исламского
освобождения”), конечной целью которой является создание «все-
мирного мусульманского халифата» [13]. В связи с интеграцией
Крыма в политико-правовое поле РФ автоматически изменилось от-
ношение к организациям и объединениям, которые прежде могли
свободно осуществлять свою деятельность на полуострове. Но при-
верженцы протохалифатской ячейки не отказываются от своих
взглядов и предпочтений так же автоматически, чему имеются под-
тверждения: аресты участников запрещенных на территории РФ тер-
рористических организаций в 2016 г., проверки крымских медресе на
наличие материалов, признанных экстремистскими. Все это говорит
об актуальности исследуемого явления и необходимости отделения
исламских ценностей и норм от целей преступных группировок.
Одно из обстоятельств ведения джихада меча связано с государ-
ственной организацией, а именно — отсутствием договорных отно-
шений с противоборствующей стороной [6, ст. джихад], что отчасти
имеет место: последователи радикальных формирований разрывают
в одностороннем порядке отношения с конституционной системой
посредством уничтожения «кафирских» паспортов, сменой имен
и получением «истинно исламских». В то же время весьма противо-
положный оттенок получило в 2013 г. обращение сторонников «Хизб
ут-Тахрир» (граждан РФ) в Европейский Суд по правам человека с