1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 2·2017 1

УДК 101.1:316:28-768 DOI 10.18698/2306-8477-2017-02-419

Джихад меча: традиционные и экстремистские

интерпретации в современном обществе

© Н.С. Кузьменко

Таврическая академия (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», Симферополь, 295007, Россия

Приведено сравнительное прочтение концепта «джихад меча» теоретиками уме-

ренного направления ислама и идеологами экстремистских организаций. На осно-

вании обобщения материала по исследуемой теме введено уточненное определение

джихада меча. Обоснована неправомерность ведения джихада меча террористи-

ческими группировками. Автор настаивает на необходимости использования тер-

мина «джихад» с привязкой к конкретному его виду с целью отделения вооружен-

ного противостояния от мирных проявлений представленного феномена.

Ключевые слова:

джихад меча, традиционный ислам, джихад, идеология терро-

ризма

Международный, наднациональный характер терроризма, осу-

ществляемого под лозунгами джихада, представляет серьезную опас-

ность для многоконфессионального российского общества. Вопрос

определения феномена джихада в его комплексном, совокупном виде

становится важным и актуальным в связи с усиливающимися в раз-

ных регионах призывами к установлению истинного ислама, закона

Аллаха, якобы пришедших в забвение под сенью кафирского засилья.

Раскрытие содержания понятия джихад, его сущностных характери-

стик, видов, правил и целей, а также анализ призывов к джихаду

идеологов терроризма, использующих ислам и его каноны в соб-

ственных целях, а не в интересах мусульманского общества, позво-

ляют установить извращенное понимание джихада в современных

требованиях к возвеличиванию слова Аллаха. Предлагается исполь-

зовать термин «джихад» с привязкой к вопросу — «джихад чего?».

Тогда возможные ответы на этот вопрос — «джихад

меча

», «джихад

языка

», «джихад

сердца

» и т. д. — конкретизируют данный концепт.

По мнению автора, уточнение вида джихада способно реабилитиро-

вать его первоначальное значение — усердие.

В статье проанализированы ключевые позиции, относящиеся

к интерпретации джихада экстремистскими группировками, а имен-

но: дефиниция джихада (что понимается), предполагаемые акторы

(кто ведет джихад) и противники (с кем/чем ведется джихад), цели

(ради чего), методы (средства) и условия ведения джихада.