Гуманитарный вестник
# 2·2017 1
УДК 101.1:316:28-768 DOI 10.18698/2306-8477-2017-02-419
Джихад меча: традиционные и экстремистские
интерпретации в современном обществе
© Н.С. Кузьменко
Таврическая академия (структурное подразделение)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», Симферополь, 295007, Россия
Приведено сравнительное прочтение концепта «джихад меча» теоретиками уме-
ренного направления ислама и идеологами экстремистских организаций. На осно-
вании обобщения материала по исследуемой теме введено уточненное определение
джихада меча. Обоснована неправомерность ведения джихада меча террористи-
ческими группировками. Автор настаивает на необходимости использования тер-
мина «джихад» с привязкой к конкретному его виду с целью отделения вооружен-
ного противостояния от мирных проявлений представленного феномена.
Ключевые слова:
джихад меча, традиционный ислам, джихад, идеология терро-
ризма
Международный, наднациональный характер терроризма, осу-
ществляемого под лозунгами джихада, представляет серьезную опас-
ность для многоконфессионального российского общества. Вопрос
определения феномена джихада в его комплексном, совокупном виде
становится важным и актуальным в связи с усиливающимися в раз-
ных регионах призывами к установлению истинного ислама, закона
Аллаха, якобы пришедших в забвение под сенью кафирского засилья.
Раскрытие содержания понятия джихад, его сущностных характери-
стик, видов, правил и целей, а также анализ призывов к джихаду
идеологов терроризма, использующих ислам и его каноны в соб-
ственных целях, а не в интересах мусульманского общества, позво-
ляют установить извращенное понимание джихада в современных
требованиях к возвеличиванию слова Аллаха. Предлагается исполь-
зовать термин «джихад» с привязкой к вопросу — «джихад чего?».
Тогда возможные ответы на этот вопрос — «джихад
меча
», «джихад
языка
», «джихад
сердца
» и т. д. — конкретизируют данный концепт.
По мнению автора, уточнение вида джихада способно реабилитиро-
вать его первоначальное значение — усердие.
В статье проанализированы ключевые позиции, относящиеся
к интерпретации джихада экстремистскими группировками, а имен-
но: дефиниция джихада (что понимается), предполагаемые акторы
(кто ведет джихад) и противники (с кем/чем ведется джихад), цели
(ради чего), методы (средства) и условия ведения джихада.