Н.С. Кузьменко
4
Гуманитарный вестник
# 2·2017
ресурсов, маликитский не видит в этом необходимости. Тактика опре-
деления территории войны экстремистскими ячейками хаотична и не-
последовательна: Северный Кавказ, Поволжье, а также селективные,
точечные террористические акции, угрозы прихода войны в каждый
российский дом — все это позволяет говорить о выборочных, разбро-
санных призывах объявления джихада меча, взращенных на антиис-
ламской идеологической почве. Цель джихада меча — избавление му-
сульман и уммы от гнета и притеснения. В России нет территории
войны, нет необходимости объявлять и вести джихад меча, поскольку
курс притеснения, угнетения, унижения мусульман навязан голослов-
ными лозунгами террористов. Ввиду отождествления ислама с терро-
ризмом, экстремизмом и пр., при котором «по радикальным акциям
исламистов судят и обо всех мусульманах, всячески подчеркивая, что
ислам таит в себе опасность, несет гибель и разрушения» [8], справед-
ливым ли будет утверждение, что немусульмане защищены от вовле-
чения в преступные объединения? Нет, и этому есть ряд прецедентов:
Павел Печенкин (более известный под именем Ансар-ар-Руси фельд-
шер «скорой помощи»), Варвара Караулова (студентка МГУ), Вадим
Дорофеев (московский актер) и другие. Исследователи уже именуют
это «феноменом русских мусульман» [9] с повышенной агрессивно-
стью новообращенных, резкостью в суждениях, фанатичной демон-
страцией своей принадлежности к исламу.
Следующее условие практики джихада заключается в том, что
война может быть объявлена только авторитетным среди мусульман-
ской уммы имамом, деятельность и намерения которого нашли отклик
в сердцах мусульман, тем, кому доверяют и за которым последуют.
В мусульманской общине это должен быть уважаемый, сведущий,
авторитетный человек, тщательно изучивший положение мусульман,
посоветовавшийся с учеными и убежденный, что нет другого пути
у общины, кроме сражения [1]. Также отметим, что войну можно объ-
являть при наличии собственного исламского государства, субъекты
которого компетентны в военных вопросах [1] и имеют силы и ресур-
сы для ведения военных действий.
Кураторы и главы террористических сообществ (групп, формиро-
ваний), именуя себя амирами джамаата и выступая якобы от имени
всех мусульман, проводят в действие «практику неадекватного наси-
лия, которую оправдывают общемусульманским понятием “джихад”»
[10]. Джамаат — это немногочисленное объединение единомышлен-
ников. Хотя ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена ре-
шением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2014 г.),
весьма преуспевшая в количественном отношении и называющая себя
не джамаатом, а халифатом с претензией на государственность с гла-
варем-халифом, «навязывает свой халифат силой, принуждая мусуль-
ман подчиняться обманом и оружием в условиях войны, в атмосфере