Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Н.С. Кузьменко

2

Гуманитарный вестник

# 2·2017

Джихад — сложное социальное явление, требующее целого ряда

пояснений. Джихад буквально означает усердие, старание, приложе-

ние усилий, которое может осуществляться в любой области, сфере,

деле. Пожалуй, уместно будет обозначить джихад как ратование —

ревностное стремление и усердие, «приложение всех усилий и воз-

можностей в установлении ислама и практики его решений» [1]. Джи-

хад традиционно подразделяют на несколько видов, в которых четко

прослеживается, с чем/кем он ведется: джихад ан-нафс (усердие в ду-

ховном совершенствовании), джихад аш-шайтан (противоборство с

дьяволом), джихад ал-мунафикин (борьба с лицемерами), джихад ал-

куффар (сражение с неверными) [2, с. 15]. Битва с собственными стра-

стями, избавление от зависти, высокомерия, усердие в получении зна-

ний, воспитание в себе стойкости и терпения — все это джихад. Не-

остановивший внутреннего врага, не способен остановить внешнего

[1]. При этом большой джихад (духовное совершенствование) превы-

ше и важнее малого (в форме сражения), его осуществление открывает

доступ к другим уровням джихада, выходящим за пределы

своего

. Об

этом умалчивают последователи лишь прикрывающихся исламом

группировок, ссылаясь на выборочные фрагменты Корана, указываю-

щие на вооруженное сопротивление и выступление против неверных,

многобожников. При этом игнорируется важность ознакомления с

культурно-историческими и социальными предпосылками ниспосла-

ния аятов, которые были ответом на соответствующее положение дел

в общине Пророка. Приведем наиболее популярные среди идеологов и

практиков экстремистских сообществ аяты: «Сражайтесь с теми, кто

не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запре-

тил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной — из

тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей ру-

кой, будучи униженными» [3, 9:29]. «Те, которые уверовали, сражают-

ся на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута.

Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы!» [3, 4:78].

Последователями радикальных институциализированных направлений

эти аяты прочитываются буквально, текстологически (как написано,

так стало быть и должно), т. е. «сражайтесь», используя оружие и

насилие, с «неверными» — значит, со всеми немусульманами и му-

сульманами, не признающими легитимность преступных объедине-

ний, «до установления религии Аллаха» — постоянно и повсеместно

[4, с. 220]. В связи с чем представляется очевидной мимикрия терро-

ристического джихада под ислам, «хотя на самом деле это вовсе не

джихад в классике его коранического понимания» [5].

Джихад меча представляет один из видов усердия, и вести его

может тот, кто уже преуспел в своем нравственном и духовном со-

вершенствовании. Рассмотрим более подробно необходимость усер-