Н.С. Кузьменко
2
Гуманитарный вестник
# 2·2017
Джихад — сложное социальное явление, требующее целого ряда
пояснений. Джихад буквально означает усердие, старание, приложе-
ние усилий, которое может осуществляться в любой области, сфере,
деле. Пожалуй, уместно будет обозначить джихад как ратование —
ревностное стремление и усердие, «приложение всех усилий и воз-
можностей в установлении ислама и практики его решений» [1]. Джи-
хад традиционно подразделяют на несколько видов, в которых четко
прослеживается, с чем/кем он ведется: джихад ан-нафс (усердие в ду-
ховном совершенствовании), джихад аш-шайтан (противоборство с
дьяволом), джихад ал-мунафикин (борьба с лицемерами), джихад ал-
куффар (сражение с неверными) [2, с. 15]. Битва с собственными стра-
стями, избавление от зависти, высокомерия, усердие в получении зна-
ний, воспитание в себе стойкости и терпения — все это джихад. Не-
остановивший внутреннего врага, не способен остановить внешнего
[1]. При этом большой джихад (духовное совершенствование) превы-
ше и важнее малого (в форме сражения), его осуществление открывает
доступ к другим уровням джихада, выходящим за пределы
своего
. Об
этом умалчивают последователи лишь прикрывающихся исламом
группировок, ссылаясь на выборочные фрагменты Корана, указываю-
щие на вооруженное сопротивление и выступление против неверных,
многобожников. При этом игнорируется важность ознакомления с
культурно-историческими и социальными предпосылками ниспосла-
ния аятов, которые были ответом на соответствующее положение дел
в общине Пророка. Приведем наиболее популярные среди идеологов и
практиков экстремистских сообществ аяты: «Сражайтесь с теми, кто
не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запре-
тил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной — из
тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей ру-
кой, будучи униженными» [3, 9:29]. «Те, которые уверовали, сражают-
ся на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута.
Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы!» [3, 4:78].
Последователями радикальных институциализированных направлений
эти аяты прочитываются буквально, текстологически (как написано,
так стало быть и должно), т. е. «сражайтесь», используя оружие и
насилие, с «неверными» — значит, со всеми немусульманами и му-
сульманами, не признающими легитимность преступных объедине-
ний, «до установления религии Аллаха» — постоянно и повсеместно
[4, с. 220]. В связи с чем представляется очевидной мимикрия терро-
ристического джихада под ислам, «хотя на самом деле это вовсе не
джихад в классике его коранического понимания» [5].
Джихад меча представляет один из видов усердия, и вести его
может тот, кто уже преуспел в своем нравственном и духовном со-
вершенствовании. Рассмотрим более подробно необходимость усер-