Н.С. Кузьменко
6
Гуманитарный вестник
# 2·2017
указанием нарушения свободы вероисповедания, дискриминации их
религиозных воззрений. Как тагутский суд, отвергаемый как нешари-
атский, должен был помочь хизбовцам в решении этого вопроса? И
каким образом решение этого суда имело бы силу для
непризнающих
его законность?
Определяющим фактором объявления и ведения джихада меча
является наличие условий, угрожающих жизни мусульман и мусуль-
манской умме. В рамках конституционной парадигмы протохалифат-
ские ячейки сами представляют собой и своими поступками угрозу
как мусульманскому обществу, так и всему миру. Действия преступ-
ных организаций определены поверхностным и ограниченным пони-
манием джихада, которое оборачивается дискредитацией и репрезен-
тацией ислама как враждебного мира отрезанных голов и кровавых
рек. Террористы сами являются притеснителями и угнетателями, за-
пугивая местное население, налагая под угрозой личной расправы
налоги на джихад на состоятельных жителей, объявляя награду за го-
ловы своих врагов, пользуясь не только антиисламскими, но и анти-
гуманными методами.
Джихад меча резонен в том случае, когда сражение является
единственным средством сопротивления, после того как были пред-
приняты попытки урегулировать ситуацию невооруженным путем,
которые продемонстрировали несостоятельность и неэффективность.
Ревностные защитники переосмысленного джихада меча не рассмат-
ривают варианты переговоров, перемирия, договора со своими при-
теснителями, есть лишь один путь — вооруженный. Впрочем, это от-
ношение взаимообратно со стороны глав государств: «найти в любой
точке планеты и покарать» [14], «давайте ответим террористам…
уверенно, осознавая наши ценности» [15], «экстремисты должны ис-
кореняться без всякой пощады» [16].
Необходимо помнить, что посредством джихада меча должно до-
стигаться общее для уммы благо, недопустимо сражение ради рос-
коши, славы, похвалы [1]. ИГИЛ, позиционируя себя как объедине-
ние, отстаивающее интересы мусульман, преследует только личную
выгоду от торговли нефтью, культурными ценностями, людьми. Эта
выгода прямо противоположна идее общего мусульманского блага.
Кроме того, ИГИЛ сегодня очень «модная», «разрекламированная»
престижная организация с миллионными доходами, многотысячной
численностью, постоянным освещением мировыми СМИ, что спо-
собствует новому притоку молодежи для поддержки воинов Аллаха.
Обобщая специфику ведения вооруженной борьбы, дадим сле-
дующее определение: джихад меча — военная практика, проводимая
совершеннолетними мусульманами с притеснителями ислама, санк-
ционируемая авторитетным имамом как единственное (последнее)
средство избавления мусульман от гнета и достижения общего блага