М.Л. Ивлева
8
Гуманитарный вестник
# 01·2017
культурной парадигмы складываются необходимые условия для фи-
лософской рефлексии над этим феноменом, отражающей все его
сущностные характеристики, выявленные ранее [10].
Итак, задача научного осмысления многочисленного и разнооб-
разного материала, накопленного в области психолого-педагогической
работы с одаренными детьми, может быть решена с помощью поиска
и выработки теоретико-методологических основ систематизации и со-
гласования этого материала или философских оснований ПКО. При-
менение принципов разграничения концепции и теории как форм раз-
вития знания, единства исторического и концептуально-логического
подходов, парадигмального изучения или подхода, а также принципа
диалектического единства онтологических, гносеологических, со-
циоантропологических, аксиологических предпосылок психологиче-
ского знания об одаренности в исследовании концепции одаренности,
позволило прийти к следующим выводам. Современное знание об
одаренности может быть рассмотрено как ПКО в отличие от теории.
Структурные особенности этой концепции во многом определяются
эпистемологическим статусом психологии как экстрапарадигмальной
науки: в отличие от точных наук, психология не порождает научную
парадигму, но использует внешнюю, неспецифическую познаватель-
ную парадигму. Она имеет социокультурную природу, включает в се-
бя мировоззренческий и философский компоненты, по своему содер-
жанию является внутренне инконсистентной и незавершенной, допус-
кая существование различных философских концепций и логически
несовместимых научных теорий. Что же касается накопленного со-
временной психологией знания об одаренности, то оно не представля-
ет собой единой теории. Это совокупность теоретических построений,
не всегда совместимых между собой по причине несовпадения лежа-
щих в их основе онтологических, гносеологических, аксиологических,
социоантропологических предпосылок, составляющих философские
основания психологической теории.
Отсюда вытекает задача исследования формирования философских
оснований ПКО как реального исторического процесса, начавшегося
задолго до возникновения научной психологии и протекающего в об-
щем русле развития философии, не без влияния со стороны других
форм общественного сознания, главным образом религиозного, нрав-
ственного, эстетического и художественного, отчасти политического.
Структура философских оснований ПКО не является гомо-
морфным отображением структуры философского знания. Она опре-
деляется, во-первых, особенностями предмета исследования ПКО —
одаренности как социокультурного феномена, системой ее сущност-
ных характеристик, во-вторых, гносеологическими и методолого-
эпистемологическими потребностями психологического познания. В
структуре философских оснований ПКО можно выделить следующие