Previous Page  8 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 10 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

8

Гуманитарный вестник

# 01·2017

культурной парадигмы складываются необходимые условия для фи-

лософской рефлексии над этим феноменом, отражающей все его

сущностные характеристики, выявленные ранее [10].

Итак, задача научного осмысления многочисленного и разнооб-

разного материала, накопленного в области психолого-педагогической

работы с одаренными детьми, может быть решена с помощью поиска

и выработки теоретико-методологических основ систематизации и со-

гласования этого материала или философских оснований ПКО. При-

менение принципов разграничения концепции и теории как форм раз-

вития знания, единства исторического и концептуально-логического

подходов, парадигмального изучения или подхода, а также принципа

диалектического единства онтологических, гносеологических, со-

циоантропологических, аксиологических предпосылок психологиче-

ского знания об одаренности в исследовании концепции одаренности,

позволило прийти к следующим выводам. Современное знание об

одаренности может быть рассмотрено как ПКО в отличие от теории.

Структурные особенности этой концепции во многом определяются

эпистемологическим статусом психологии как экстрапарадигмальной

науки: в отличие от точных наук, психология не порождает научную

парадигму, но использует внешнюю, неспецифическую познаватель-

ную парадигму. Она имеет социокультурную природу, включает в се-

бя мировоззренческий и философский компоненты, по своему содер-

жанию является внутренне инконсистентной и незавершенной, допус-

кая существование различных философских концепций и логически

несовместимых научных теорий. Что же касается накопленного со-

временной психологией знания об одаренности, то оно не представля-

ет собой единой теории. Это совокупность теоретических построений,

не всегда совместимых между собой по причине несовпадения лежа-

щих в их основе онтологических, гносеологических, аксиологических,

социоантропологических предпосылок, составляющих философские

основания психологической теории.

Отсюда вытекает задача исследования формирования философских

оснований ПКО как реального исторического процесса, начавшегося

задолго до возникновения научной психологии и протекающего в об-

щем русле развития философии, не без влияния со стороны других

форм общественного сознания, главным образом религиозного, нрав-

ственного, эстетического и художественного, отчасти политического.

Структура философских оснований ПКО не является гомо-

морфным отображением структуры философского знания. Она опре-

деляется, во-первых, особенностями предмета исследования ПКО —

одаренности как социокультурного феномена, системой ее сущност-

ных характеристик, во-вторых, гносеологическими и методолого-

эпистемологическими потребностями психологического познания. В

структуре философских оснований ПКО можно выделить следующие