Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Философско-методологические принципы исследования философских оснований

Гуманитарный вестник

# 01·2017 7

как наборы предписаний для научной группы, Т. Кун определяет ее как

дисциплинарную матрицу: «дисциплинарная», потому что в ней учиты-

вают обычную принадлежность ученых-исследователей к определенной

дисциплине; «матрица», потому что она составлена из упорядоченных

элементов различного рода, причем каждый из них требует дальней-

шей спецификации [9].

Среди важнейших компонентов дисциплинарной матрицы Т. Кун

выделяет символические обобщения, метафизические части пара-

дигмы и ценности [9]. Под «символическими обобщениями» пони-

мают, по сути, понятийные структуры, составляющие каркас языка

науки. Метафизические части парадигмы — убеждения в специфиче-

ских моделях, включая как эвристические, так и онтологические мо-

дели. Что касается ценностей, то, рассматривая парадигму «нормаль-

ной» науки, Т. Кун включает в нее только ценностные установки, от-

носящиеся к науке. В неспецифическую парадигму психологии могут

быть включены в качестве компонентов и неспецифические ценно-

сти, т. е. относящиеся к объекту науки и изучаемому предмету. Вли-

яние этого компонента социокультурной парадигмы проявляется в

неизбежной ценностной нагруженности психологического знания.

Определим философские основания ПКО как важнейший компо-

нент познавательной парадигмы психологии, который представляет

собой систему онтологических, гносеологических, социоантрополо-

гических, аксиологических предпосылок психологического знания об

одаренности. Эта парадигма имеет социокультурную природу, она

складывается на почве существующих форм общественного созна-

ния, а также философии. С момента возникновения психологии как

науки она включается в общественное сознание и активно влияет на

него, тем самым оказывая влияние и на собственную парадигму (в

силу социокультурной обусловленности последней). При этом воз-

действие других факторов общественного сознания на парадигму

психологии не прекращается.

Таким образом, философские основания психологической науки

в целом, и в частности философские основания ПКО, являются ком-

понентом социокультурной парадигмы, их развитие детерминирует-

ся, во-первых, внешними по отношению к психологии факторами

общественного сознания, во-вторых, внутренними факторами психо-

логической науки с момента ее возникновения. Поэтому можно гово-

рить о формировании философских оснований ПКО задолго до воз-

никновения самой ПКО и психологии как науки. Более того, именно

формирование философских оснований ПКО является необходимым

условием возникновения этой концепции в лоне психологии. Иными

словами, психологическая рефлексия над феноменом одаренности

становится возможной не ранее, чем в рамках существующей социо-