Философско-методологические принципы исследования философских оснований
…
Гуманитарный вестник
# 01·2017 7
как наборы предписаний для научной группы, Т. Кун определяет ее как
дисциплинарную матрицу: «дисциплинарная», потому что в ней учиты-
вают обычную принадлежность ученых-исследователей к определенной
дисциплине; «матрица», потому что она составлена из упорядоченных
элементов различного рода, причем каждый из них требует дальней-
шей спецификации [9].
Среди важнейших компонентов дисциплинарной матрицы Т. Кун
выделяет символические обобщения, метафизические части пара-
дигмы и ценности [9]. Под «символическими обобщениями» пони-
мают, по сути, понятийные структуры, составляющие каркас языка
науки. Метафизические части парадигмы — убеждения в специфиче-
ских моделях, включая как эвристические, так и онтологические мо-
дели. Что касается ценностей, то, рассматривая парадигму «нормаль-
ной» науки, Т. Кун включает в нее только ценностные установки, от-
носящиеся к науке. В неспецифическую парадигму психологии могут
быть включены в качестве компонентов и неспецифические ценно-
сти, т. е. относящиеся к объекту науки и изучаемому предмету. Вли-
яние этого компонента социокультурной парадигмы проявляется в
неизбежной ценностной нагруженности психологического знания.
Определим философские основания ПКО как важнейший компо-
нент познавательной парадигмы психологии, который представляет
собой систему онтологических, гносеологических, социоантрополо-
гических, аксиологических предпосылок психологического знания об
одаренности. Эта парадигма имеет социокультурную природу, она
складывается на почве существующих форм общественного созна-
ния, а также философии. С момента возникновения психологии как
науки она включается в общественное сознание и активно влияет на
него, тем самым оказывая влияние и на собственную парадигму (в
силу социокультурной обусловленности последней). При этом воз-
действие других факторов общественного сознания на парадигму
психологии не прекращается.
Таким образом, философские основания психологической науки
в целом, и в частности философские основания ПКО, являются ком-
понентом социокультурной парадигмы, их развитие детерминирует-
ся, во-первых, внешними по отношению к психологии факторами
общественного сознания, во-вторых, внутренними факторами психо-
логической науки с момента ее возникновения. Поэтому можно гово-
рить о формировании философских оснований ПКО задолго до воз-
никновения самой ПКО и психологии как науки. Более того, именно
формирование философских оснований ПКО является необходимым
условием возникновения этой концепции в лоне психологии. Иными
словами, психологическая рефлексия над феноменом одаренности
становится возможной не ранее, чем в рамках существующей социо-