Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

6

Гуманитарный вестник

# 01·2017

применимо только к определенному типу наук — «нормальным»

наукам. По определению автора статьи, можно говорить о парадигме

применительно к любой науке;

3)

происхождение парадигмы. Согласно определению Т. Куна,

наука сама вырабатывает свою парадигму. Собственно, парадигма по

Т. Куну и состоит из достижений науки, т. е. научных результатов,

признаваемых всеми ее представителями. По определению автора

статьи, возможно исследовать парадигмы, имеющие неспецифичное,

внешнее происхождение. Следствием этого является, в частности,

вероятность существования парадигм, общих для двух или несколь-

ких наук и других форм познания, сфер социальной деятельности.

Вооружившись модифицированным определением парадигмы,

можно вернуться к обоснованию предлагаемой позиции о рассмотре-

нии психологии как экстрапарадигмальной дисциплины.

Отстаиваемый тезис состоит в том, что психология в качестве

своей парадигмы использует уже готовую, внешнюю парадигму, ко-

торая имеет неспецифическое, социокультурное происхождение. И

наилучшим подтверждением этого тезиса является существование

концепции одаренности. Как было показано в работах [7, 8], эта кон-

цепция существовала в других сферах общественного сознания, эво-

люционировала на уровне обыденного мышления, в определенные

моменты становилась элементом мировоззрения намного раньше,

чем начала развиваться в рамках психологии как сформировавшейся

науки. Процесс генезиса и развития этой концепции происходил за-

долго до того, как психология была выделена в качестве самостоя-

тельной науки, характеризующейся собственным предметом и соб-

ственными специфическими методами исследования. И это логично,

ведь в генетическом смысле одаренность — не специфическое пси-

хологическое понятие.

Парадигма психологической науки не является ее продуктом. Па-

радигма уходит корнями в общественную практику и культурную

среду, соединяет в себе как представления обыденного сознания, так

и образцы философского дискурса. Содержание парадигмы включает

философские основания ПКО, в том числе онтологические, гносеоло-

гические, социоантропологические и аксиологические, которые в

субстанциональном отношении представляют собой компоненты со-

циокультурной парадигмы психологии, а по отношению к ПКО —

неактуализируемые предпосылки, разделяемые всеми членами науч-

ного сообщества, занимающегося разработкой проблематики одарен-

ности. Отсюда вытекает принцип диалектического единства онтоло-

гических, гносеологических, социоантропологических, аксиологиче-

ских предпосылок психологического знания об одаренности.

В модели Т. Куна аналогом философских оснований являются ме-

тафизические части парадигмы и ценности. Рассматривая парадигмы