М.Л. Ивлева
6
Гуманитарный вестник
# 01·2017
применимо только к определенному типу наук — «нормальным»
наукам. По определению автора статьи, можно говорить о парадигме
применительно к любой науке;
3)
происхождение парадигмы. Согласно определению Т. Куна,
наука сама вырабатывает свою парадигму. Собственно, парадигма по
Т. Куну и состоит из достижений науки, т. е. научных результатов,
признаваемых всеми ее представителями. По определению автора
статьи, возможно исследовать парадигмы, имеющие неспецифичное,
внешнее происхождение. Следствием этого является, в частности,
вероятность существования парадигм, общих для двух или несколь-
ких наук и других форм познания, сфер социальной деятельности.
Вооружившись модифицированным определением парадигмы,
можно вернуться к обоснованию предлагаемой позиции о рассмотре-
нии психологии как экстрапарадигмальной дисциплины.
Отстаиваемый тезис состоит в том, что психология в качестве
своей парадигмы использует уже готовую, внешнюю парадигму, ко-
торая имеет неспецифическое, социокультурное происхождение. И
наилучшим подтверждением этого тезиса является существование
концепции одаренности. Как было показано в работах [7, 8], эта кон-
цепция существовала в других сферах общественного сознания, эво-
люционировала на уровне обыденного мышления, в определенные
моменты становилась элементом мировоззрения намного раньше,
чем начала развиваться в рамках психологии как сформировавшейся
науки. Процесс генезиса и развития этой концепции происходил за-
долго до того, как психология была выделена в качестве самостоя-
тельной науки, характеризующейся собственным предметом и соб-
ственными специфическими методами исследования. И это логично,
ведь в генетическом смысле одаренность — не специфическое пси-
хологическое понятие.
Парадигма психологической науки не является ее продуктом. Па-
радигма уходит корнями в общественную практику и культурную
среду, соединяет в себе как представления обыденного сознания, так
и образцы философского дискурса. Содержание парадигмы включает
философские основания ПКО, в том числе онтологические, гносеоло-
гические, социоантропологические и аксиологические, которые в
субстанциональном отношении представляют собой компоненты со-
циокультурной парадигмы психологии, а по отношению к ПКО —
неактуализируемые предпосылки, разделяемые всеми членами науч-
ного сообщества, занимающегося разработкой проблематики одарен-
ности. Отсюда вытекает принцип диалектического единства онтоло-
гических, гносеологических, социоантропологических, аксиологиче-
ских предпосылок психологического знания об одаренности.
В модели Т. Куна аналогом философских оснований являются ме-
тафизические части парадигмы и ценности. Рассматривая парадигмы