Гуманитарный вестник
# 01·2017 1
УДК
159.9.01
DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-410
Философско-методологические принципы исследования
философских оснований психологической концепции
одаренности
© М.Л. Ивлева
Московский государственный машиностроительный университет,
Москва, 107023, Россия
Cформулированы основные методологические установки исследования научного
знания об одаренности, накопленного психологией, которое характеризуется
наличием внутренних противоречий. Устранение этих противоречий невозможно
без сопоставления и приведения к единству философских оснований различных
психологических подходов, что обусловливает необходимость решения задачи об-
щеметодологического характера — наметить основные принципы исследования
философских оснований психологической концепции одаренности.
Ключевые слова:
методологические принципы, одаренность, теория, концепция,
психологическая концепция одаренности, парадигма
Эффективность деятельности педагога, психолога по развитию
одаренных детей непосредственно зависит от научной проработанно-
сти применяемых программ и методов. Справедливость этого поло-
жения подтверждена не только результатами многочисленных иссле-
дований, но и фактами неудач в работе с одаренными детьми. В пси-
хологии одаренности накоплен большой и разнообразный материал,
для научного осмысления которого требуется выработать теоретико-
методологические основы. Отсутствие таких основ — крупная науч-
ная проблема, которая может быть решена при изучении процесса
накопления теоретических и методологических предпосылок иссле-
дований одаренности.
Главная трудность изучения психологической концепции одаренно-
сти (ПКО) связана с разнородностью теоретико-методологических ос-
нований и предпосылок, лежащих в ее основе, и несводимостью накоп-
ленных фактов к одному уровню или иерархической системе уровней
психологической реальности. Поэтому необходимо сформулировать
адекватные критерии, которые позволят выделить предмет данного ис-
следования — концепцию как форму организации знания.
Согласно распространенным в философии и методологии науч-
ного познания определениям, концепция является более слабой, ми-
нимальной формой организации знания, чем теория [1, 2].
Понятия «концепция» и «теория» имеют много общих признаков
и в определенных контекстах их можно использовать как синонимы.