1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 01·2017 1

УДК

159.9.01

DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-410

Философско-методологические принципы исследования

философских оснований психологической концепции

одаренности

© М.Л. Ивлева

Московский государственный машиностроительный университет,

Москва, 107023, Россия

Cформулированы основные методологические установки исследования научного

знания об одаренности, накопленного психологией, которое характеризуется

наличием внутренних противоречий. Устранение этих противоречий невозможно

без сопоставления и приведения к единству философских оснований различных

психологических подходов, что обусловливает необходимость решения задачи об-

щеметодологического характера — наметить основные принципы исследования

философских оснований психологической концепции одаренности.

Ключевые слова:

методологические принципы, одаренность, теория, концепция,

психологическая концепция одаренности, парадигма

Эффективность деятельности педагога, психолога по развитию

одаренных детей непосредственно зависит от научной проработанно-

сти применяемых программ и методов. Справедливость этого поло-

жения подтверждена не только результатами многочисленных иссле-

дований, но и фактами неудач в работе с одаренными детьми. В пси-

хологии одаренности накоплен большой и разнообразный материал,

для научного осмысления которого требуется выработать теоретико-

методологические основы. Отсутствие таких основ — крупная науч-

ная проблема, которая может быть решена при изучении процесса

накопления теоретических и методологических предпосылок иссле-

дований одаренности.

Главная трудность изучения психологической концепции одаренно-

сти (ПКО) связана с разнородностью теоретико-методологических ос-

нований и предпосылок, лежащих в ее основе, и несводимостью накоп-

ленных фактов к одному уровню или иерархической системе уровней

психологической реальности. Поэтому необходимо сформулировать

адекватные критерии, которые позволят выделить предмет данного ис-

следования — концепцию как форму организации знания.

Согласно распространенным в философии и методологии науч-

ного познания определениям, концепция является более слабой, ми-

нимальной формой организации знания, чем теория [1, 2].

Понятия «концепция» и «теория» имеют много общих признаков

и в определенных контекстах их можно использовать как синонимы.