Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

4

Гуманитарный вестник

# 01·2017

еще один принимаемый в исследовании процесса становления концеп-

ции одаренности принцип — парадигмального изучения или подхода.

На основе анализа отечественных и зарубежных теоретических

работ по одаренности [5] можно утверждать, что была сформирована

область исследования, в которой разнородные частные научные раз-

работки не имеют единой теоретической основы и принципов, спо-

собствующих их интеграции. Это может указывать либо на отсут-

ствие единой парадигмы, либо на то, что в существующей парадигме

допущено существование логически несовместимых теорий.

Положение современной психологической науки напоминает

представления о природе света в доньютоновской физике, описанные

Т. Куном [6]. В психологии нет единого подхода к определению ода-

ренности, а существующие базируются на принципиально различных

онтологических основаниях. Аналогичная ситуация была с доньюто-

новской физикой. В ней не существовало не только единого теорети-

ческого определения света, но и общего онтологического фундамен-

та, как и единых принципов построения научного дискурса.

Причина такого положения состояла в том, что теории света

начали формироваться в физике на ее допарадигмальной стадии раз-

вития, т. е. задолго до того, как она достигла состояния «нормаль-

ной» (по терминологии Т. Куна) науки. Нормальная наука — это та, в

которой выработана парадигма. В качестве образца такой науки

Т. Кун рассматривает физику.

Т. Кун различает допарадигмальные, парадигмальные и постпа-

радигмальные периоды в развитии науки и пишет исключительно о

«нормальных» науках. Понятно, что психология не входит в их число,

по крайней мере, на сегодняшнем этапе развития. С начала существова-

ния в статусе самостоятельной науки и по сей день психология не имеет

единой парадигмы, что воспринимается психологами как симптом пер-

манентного кризиса науки. В этих условиях у психологов возник есте-

ственный соблазн рассмотреть проблему с помощью категориального

аппарата, разработанного Т. Куном для анализа естественных (причем

«нормальных») наук. Отсюда вытекают три позиции, по-разному опре-

деляющие эпистемологический статус психологии.

Согласно первой позиции, основывающейся на характеристике,

которую дал психологии сам Т. Кун, эта наука представляет собой

допарадигмальную область знания. Иными словами, парадигма в

данной сфере знания еще не сформировалась.

В соответствии со второй позицией, распространенной среди пси-

хологов, психология — это мультипарадигмальная наука, в ней суще-

ствуют несколько парадигм, представленных основными психологиче-

скими теориями, такими как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ

либо, в другой версии, позитивистская и гуманистическая парадигмы.