Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Философско-методологические принципы исследования философских оснований

Гуманитарный вестник

# 01·2017 3

Ни один из этих критериев не является необходимым для кон-

цепции, как и общий критерий научности, который для теории выра-

жается в том, что, с одной стороны, ее основные положения должны

соответствовать эмпирическому базису, возникающему и воспроиз-

водящемуся в рамках определенных форм предметно-практической

деятельности. С другой стороны, положения теории, выводы и опре-

деления ее понятий в идеале должны образовывать логически непро-

тиворечивую систему, имеющую эмпирическую интерпретацию, в

том числе и на более широкой области явлений и процессов, чем те,

которые составляют ее исходный эмпирический базис. Следует также

заметить, что поскольку психология относится к социально-

гуманитарным наукам, специфической особенностью психологиче-

ских теорий является, в частности, целесообразность введения поня-

тий с использованием элементов генетического метода. Необходимо

учитывать, что психологические понятия возникают на базе соответ-

ствующих концептов, которые, в свою очередь, порождаются опре-

деленными социокультурными условиями и нередко имеют длитель-

ную историю становления в рамках концепций.

Если концепция на определенном этапе своего развития транс-

формируется в научную теорию, то сам процесс такой трансформа-

ции выступает как теоретизация концепции, в то время как процесс

формирования концепции есть концептуализация соответствующих

идей, представлений, ценностных установок, поведенческих стерео-

типов. На этом основании необходимо отделить концепцию, с одной

стороны, от теории, с другой — от суммы неконцептуализированных

идейных элементов, играющих по отношению к концепции роль

строительного материала. Эти элементы могут присутствовать прак-

тически во всех сферах общественной жизни, проявляться в поведе-

нии людей. Концептуализация же осуществляется в определенных

формах общественного сознания, связанных с научным или фило-

софским дискурсом. До возникновения научной психологии сферами

формирования концепции одаренности были философия и философ-

ская антропология, медицина, педагогика, религия, искусство.

Различие между концепцией и теорией можно усмотреть и в том,

что к базовым функциям концепции — описанию и пониманию —

при переходе к теории добавляются объяснительная и научно-

прогностическая функции.

Из сказанного вытекают принципы разграничения концепции и

теории как форм развития знания, а также единства исторического и

концептуально-логического подходов в исследовании концепции ода-

ренности. Концепции свойственен процесс развития, становления, в от-

личие от теории, которая представляет собой некий, хотя и промежу-

точный, результат, продукт логико-методологического оформления

внутренне согласованной суммы научных знаний. Это обосновывает