Философско-методологические принципы исследования философских оснований
…
Гуманитарный вестник
# 01·2017 3
Ни один из этих критериев не является необходимым для кон-
цепции, как и общий критерий научности, который для теории выра-
жается в том, что, с одной стороны, ее основные положения должны
соответствовать эмпирическому базису, возникающему и воспроиз-
водящемуся в рамках определенных форм предметно-практической
деятельности. С другой стороны, положения теории, выводы и опре-
деления ее понятий в идеале должны образовывать логически непро-
тиворечивую систему, имеющую эмпирическую интерпретацию, в
том числе и на более широкой области явлений и процессов, чем те,
которые составляют ее исходный эмпирический базис. Следует также
заметить, что поскольку психология относится к социально-
гуманитарным наукам, специфической особенностью психологиче-
ских теорий является, в частности, целесообразность введения поня-
тий с использованием элементов генетического метода. Необходимо
учитывать, что психологические понятия возникают на базе соответ-
ствующих концептов, которые, в свою очередь, порождаются опре-
деленными социокультурными условиями и нередко имеют длитель-
ную историю становления в рамках концепций.
Если концепция на определенном этапе своего развития транс-
формируется в научную теорию, то сам процесс такой трансформа-
ции выступает как теоретизация концепции, в то время как процесс
формирования концепции есть концептуализация соответствующих
идей, представлений, ценностных установок, поведенческих стерео-
типов. На этом основании необходимо отделить концепцию, с одной
стороны, от теории, с другой — от суммы неконцептуализированных
идейных элементов, играющих по отношению к концепции роль
строительного материала. Эти элементы могут присутствовать прак-
тически во всех сферах общественной жизни, проявляться в поведе-
нии людей. Концептуализация же осуществляется в определенных
формах общественного сознания, связанных с научным или фило-
софским дискурсом. До возникновения научной психологии сферами
формирования концепции одаренности были философия и философ-
ская антропология, медицина, педагогика, религия, искусство.
Различие между концепцией и теорией можно усмотреть и в том,
что к базовым функциям концепции — описанию и пониманию —
при переходе к теории добавляются объяснительная и научно-
прогностическая функции.
Из сказанного вытекают принципы разграничения концепции и
теории как форм развития знания, а также единства исторического и
концептуально-логического подходов в исследовании концепции ода-
ренности. Концепции свойственен процесс развития, становления, в от-
личие от теории, которая представляет собой некий, хотя и промежу-
точный, результат, продукт логико-методологического оформления
внутренне согласованной суммы научных знаний. Это обосновывает