Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Философско-методологические принципы исследования философских оснований

Гуманитарный вестник

# 01·2017 5

Сторонники третьей позиции считают, что концепция Т. Куна, воз-

никшая как результат обобщения истории естественных наук, вообще

неприменима к психологии, так как она является не мультипарадиг-

мальной или допарадигмальной, а внепарадигмальной областью знания.

Исходя из вышеприведенных оценок Т. Куна, наиболее уместным

применительно к психологии является понятие экстрапарадигмаль-

ности. Под данным термином будем понимать существование науки

не просто в условиях отсутствия собственной единой научной пара-

дигмы, но и использования внешних парадигм, т. е. парадигм, сфор-

мировавшихся вне данной науки, в других областях знания и, шире,

в духовной жизни. Необходимо отметить, что такой подход предпо-

лагает более широкую трактовку понятия «парадигма», чем у Т. Ку-

на. Первоначальное значение слова «парадигма» — пример, образец.

Специфичность применения термина «парадигма» Т. Куном состоит

в том, что он ограничивает сферу использования этого термина, во-

первых, исключительно исследовательской деятельностью в сфере

науки, во-вторых, только теми науками, которые сами продуцируют

свои парадигмы, и только на том этапе развития таких наук, когда

как минимум один раз парадигма была выработана наукой. Поэтому

данный термин, если использовать его в строгом соответствии с

определением Т. Куна, оказывается непригодным для описания мно-

гих явлений и фактов развития науки, и прежде всего, социально-

гуманитарных наук, одной из которых является психология.

В то же время ничто не мешает использовать общее значение по-

нятия «парадигма», имеющего многовековую историю, конкретизи-

руя это значение применительно к объекту данного исследования.

Будем говорить о познавательной парадигме как о совокупности об-

разцов постановки научных проблем и их решения, в основе которых

лежит система представлений и убеждений, разделяемая определен-

ным научным сообществом или, по крайней мере, значительной его

частью. При этом под научным сообществом понимают не все мно-

жество представителей одной науки (например, психологии), а ре-

альное сообщество, т. е. ученых, поддерживающих научное общение

друг с другом.

Рассмотрим три основных отличия понятия парадигмы, исполь-

зуемого в данной статье, от куновского:

1)

общность парадигмы. Согласно определению Т. Куна, пара-

дигма является единой для одной науки, разделять ее должны все

представители, в противном случае наступает смена парадигм. По

определению автора статьи, общность не является необходимым при-

знаком познавательной парадигмы;

2)

универсальная применимость понятия «парадигма». Согласно

определению Т. Куна, это понятие не является универсальным, оно