Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

2

Гуманитарный вестник

# 01·2017

Однако в рамках данного исследования имеет смысл их разделить.

Концепция — дискурсивная форма исследовательско-поисковой дея-

тельности либо в форме научно-теоретического дискурса, который в

ряде случаев (но не обязательно) может подразумевать эмпириче-

скую верификацию, либо свободного гуманитарного дискурса, за-

ключающегося в продуцировании множества рядоположенных гипо-

тетических построений.

У теории как формы организации знания в отличие от концепции

более высокий уровень логической организации, она дает целостное

и внутренне согласованное в логико-методологическом отношении

представление о закономерностях и существенных связях определен-

ной области действительности. Основными составляющими концеп-

ции являются концепты, теории — понятия.

Развитая (зрелая) общественная теория в идеале должна обладать

следующими признаками [3]:

1)

опора на факты, эмпирическая верифицируемость. Однако не

стоит забывать, что факт — это событие, установленное субъектом, в

основе его взглядов на мир — некоторая концепция, в зависимости

от которой субъект может выделять те или иные стороны всего мно-

гообразия событий, а следовательно, и различные факты [4];

2)

наличие первичных объяснительных схем, объединенных ис-

ходными теоретическими конструктами (категориями). Первичные

объяснительные схемы обеспечивают синтез эмпирических данных в

общем смысловом поле теории;

3)

наличие базовой содержательной модели изучаемой действи-

тельности, включающей в себя основную идею теории, идеализиро-

ванные теоретические объекты, допущения и гипотезы, позволяющие

с помощью определенных логико-методологических схем, регуляти-

вов и приемов построить научную картину исследуемой реальности;

4)

наличие вторичных интерпретационных схем и дополнитель-

ных теоретических конструктов, т. е. прикладных моделей, взаимосо-

гласованных основной идеей теории, а также логико-методоло-

гический механизм (логику и методы исследования и изложения),

обеспечивающий определенные способы и последовательность раз-

вертывания концепции в форме исследовательской программы;

5)

совокупность новых по отношению к другим концепциям и

теориям утверждений и выводов, в том числе их развертывание и

обоснование (в логических и математических моделях — доказатель-

ство);

6)

частичная формализация базовой содержательной модели,

что позволяет другим исследователям конструктивно работать с тео-

ретическими объектами и выводами, не воссоздавая всю концепцию

с ее предпосылками.