М.Л. Ивлева
2
Гуманитарный вестник
# 01·2017
Однако в рамках данного исследования имеет смысл их разделить.
Концепция — дискурсивная форма исследовательско-поисковой дея-
тельности либо в форме научно-теоретического дискурса, который в
ряде случаев (но не обязательно) может подразумевать эмпириче-
скую верификацию, либо свободного гуманитарного дискурса, за-
ключающегося в продуцировании множества рядоположенных гипо-
тетических построений.
У теории как формы организации знания в отличие от концепции
более высокий уровень логической организации, она дает целостное
и внутренне согласованное в логико-методологическом отношении
представление о закономерностях и существенных связях определен-
ной области действительности. Основными составляющими концеп-
ции являются концепты, теории — понятия.
Развитая (зрелая) общественная теория в идеале должна обладать
следующими признаками [3]:
1)
опора на факты, эмпирическая верифицируемость. Однако не
стоит забывать, что факт — это событие, установленное субъектом, в
основе его взглядов на мир — некоторая концепция, в зависимости
от которой субъект может выделять те или иные стороны всего мно-
гообразия событий, а следовательно, и различные факты [4];
2)
наличие первичных объяснительных схем, объединенных ис-
ходными теоретическими конструктами (категориями). Первичные
объяснительные схемы обеспечивают синтез эмпирических данных в
общем смысловом поле теории;
3)
наличие базовой содержательной модели изучаемой действи-
тельности, включающей в себя основную идею теории, идеализиро-
ванные теоретические объекты, допущения и гипотезы, позволяющие
с помощью определенных логико-методологических схем, регуляти-
вов и приемов построить научную картину исследуемой реальности;
4)
наличие вторичных интерпретационных схем и дополнитель-
ных теоретических конструктов, т. е. прикладных моделей, взаимосо-
гласованных основной идеей теории, а также логико-методоло-
гический механизм (логику и методы исследования и изложения),
обеспечивающий определенные способы и последовательность раз-
вертывания концепции в форме исследовательской программы;
5)
совокупность новых по отношению к другим концепциям и
теориям утверждений и выводов, в том числе их развертывание и
обоснование (в логических и математических моделях — доказатель-
ство);
6)
частичная формализация базовой содержательной модели,
что позволяет другим исследователям конструктивно работать с тео-
ретическими объектами и выводами, не воссоздавая всю концепцию
с ее предпосылками.