Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Методологические принципы введения категорий модальности

Гуманитарный вестник

# 12·2016 7

Условием необходимости

следует руководствоваться в научном

познании, т. е. формулировать понятия, в том числе философские ка-

тегории, лишь в том случае, когда они необходимы для решения тех

или иных проблем конкретной науки. Однако данное условие нельзя

абсолютизировать, так как одни и те же явления можно описывать

различными наборами категорий, т. е. о необходимости введения то-

го или иного понятия во многих случаях следует говорить лишь

с учетом уже введенных категорий в какую-либо науку.

Условие возможности

(вводить понятие в качестве категории

науки целесообразно лишь в том случае, когда в рамках данной

науки есть возможность разработать это понятие) не является обяза-

тельным. Во-первых, создать понятие не удастся, если в науке нет

средств для этого. Во-вторых, понятия можно вводить в тех случаях,

когда предметы, составляющие объем понятия, являются гипотетиче-

скими. Так было создано Г. Менделем понятие единицы наслед-

ственности, зачатка (гена). Фактически Г. Мендель рассматривал в

своих опытах организмы в качестве некоих «черных ящиков». Что

представляют собой гены, он не знал, но тем не менее ему удалось

сформулировать законы, описывающие механизм наследственности.

Таким образом, вместо принципа целесообразности был сформу-

лирован

принцип необходимости введения

научных понятий:

вводить

понятие в науку следует лишь в том случае, когда оно в системе с

другими понятиями нужно для решения каких-либо проблем, стоя-

щих перед наукой.

По

принципу соответствия

, тип определения (в том числе остен-

сивного), посредством которого вводят термин, должен соответствовать

задачам, решаемым наукой. При реализации этого принципа, во-

первых, решается вопрос о том, следует ли ограничиться остенсивным

определением или прибегнуть к собственно определению, и, во-вторых,

в случае собственно определения решить, в какой степени эффектив-

ным оно должно быть.

Первая часть принципа соответствия носит общеметодологиче-

ский характер и, по-видимому, относится скорее к логике, а не к тео-

ретической философии или методологии и философии науки, поэто-

му можно ввести в качестве самостоятельного принципа его вторую

часть, назвав ее

принципом эффективности

: следует стремиться вво-

дить научные понятия на основе эффективных определений. Эффек-

тивными являются определения, посредством которых вводят терми-

ны таким образом, что можно распознать или построить объекты,

обозначаемые данные терминами. В связи с этим выделяют эффек-

тивные понятия, зная содержание которых можно построить или рас-

познать объекты, относящиеся к объемам данных понятий, и неэф-

фективные — не обладающие указанным свойством. Несоблюдение

принципа эффективности — типичная черта ненаучной философии.