Методологические принципы введения категорий модальности
…
Гуманитарный вестник
# 12·2016 7
Условием необходимости
следует руководствоваться в научном
познании, т. е. формулировать понятия, в том числе философские ка-
тегории, лишь в том случае, когда они необходимы для решения тех
или иных проблем конкретной науки. Однако данное условие нельзя
абсолютизировать, так как одни и те же явления можно описывать
различными наборами категорий, т. е. о необходимости введения то-
го или иного понятия во многих случаях следует говорить лишь
с учетом уже введенных категорий в какую-либо науку.
Условие возможности
(вводить понятие в качестве категории
науки целесообразно лишь в том случае, когда в рамках данной
науки есть возможность разработать это понятие) не является обяза-
тельным. Во-первых, создать понятие не удастся, если в науке нет
средств для этого. Во-вторых, понятия можно вводить в тех случаях,
когда предметы, составляющие объем понятия, являются гипотетиче-
скими. Так было создано Г. Менделем понятие единицы наслед-
ственности, зачатка (гена). Фактически Г. Мендель рассматривал в
своих опытах организмы в качестве некоих «черных ящиков». Что
представляют собой гены, он не знал, но тем не менее ему удалось
сформулировать законы, описывающие механизм наследственности.
Таким образом, вместо принципа целесообразности был сформу-
лирован
принцип необходимости введения
научных понятий:
вводить
понятие в науку следует лишь в том случае, когда оно в системе с
другими понятиями нужно для решения каких-либо проблем, стоя-
щих перед наукой.
По
принципу соответствия
, тип определения (в том числе остен-
сивного), посредством которого вводят термин, должен соответствовать
задачам, решаемым наукой. При реализации этого принципа, во-
первых, решается вопрос о том, следует ли ограничиться остенсивным
определением или прибегнуть к собственно определению, и, во-вторых,
в случае собственно определения решить, в какой степени эффектив-
ным оно должно быть.
Первая часть принципа соответствия носит общеметодологиче-
ский характер и, по-видимому, относится скорее к логике, а не к тео-
ретической философии или методологии и философии науки, поэто-
му можно ввести в качестве самостоятельного принципа его вторую
часть, назвав ее
принципом эффективности
: следует стремиться вво-
дить научные понятия на основе эффективных определений. Эффек-
тивными являются определения, посредством которых вводят терми-
ны таким образом, что можно распознать или построить объекты,
обозначаемые данные терминами. В связи с этим выделяют эффек-
тивные понятия, зная содержание которых можно построить или рас-
познать объекты, относящиеся к объемам данных понятий, и неэф-
фективные — не обладающие указанным свойством. Несоблюдение
принципа эффективности — типичная черта ненаучной философии.