Методологические принципы введения категорий модальности
…
Гуманитарный вестник
# 12·2016 3
щиеся сущностью и не обусловленные сущностью данной системы
(может быть, обусловленные другими системами). Эти определения
указывают на некоторый метод распознавания необходимого и слу-
чайного. Этот метод состоит в том, чтобы:
1) уточнить систему, относительно которой ставится задача оха-
рактеризовать исследуемые в ней свойства и отношения как необхо-
димые либо случайные;
2) уточнить специфику отношения обусловливания в данной си-
стеме;
3) выявить существенные свойства и отношения этой системы
(т. е. сущность системы);
4) уточнить, является ли исследуемое свойство или отношение обу-
словленным сущностью данной системы. Если ответ положительный,
то данное свойство либо отношение в данной системе будет необходи-
мым. Если отрицательный, то оно будет случайным» [7, с. 28].
Выбор неэффективного или эффективного (в той или иной степени)
определения зависит от решаемых задач. По этому поводу Ю.А. Петров
пишет: «Для философского анализа действительности, вообще говоря,
желательно иметь эффективные определения философских категорий.
Однако это не означает, что ими необходимо пользоваться при реше-
нии всех задач философского анализа. Если задача анализа формы не
выходит за рамки анализа внешних очертаний, можно пользоваться
интуитивным (остенсивным) пониманием формы. Задачи философ-
ского анализа теории требуют логического определения формы. Во-
обще следует выбирать возможно простые определения, если они
пригодны для решения поставленных задач. Не следует стремиться к
логическим определениям, если достаточно остенсивных, не следует
непременно прибегать к эффективным определениям, если можно
обойтись неэффективными (интуитивными) определениями (разъяс-
нениями). И, напротив, определения следует уточнять, эффективизи-
ровать, если того требует решение поставленной задачи» [3, с. 30].
Принцип адекватности
выбора существенных признаков вводи-
мых абстракций решаемым с их помощью задачам можно сформули-
ровать так: содержания вводимых понятий должны включать призна-
ки, существенные для решения задач, стоящих перед наукой.
Типичные случаи описания философских категорий модаль-
ности.
Соблюдаются ли приведенные выше методологические прин-
ципы при описании категорий модальности (необходимости, воз-
можности и случайности)?
Рассмотрим некоторые типичные случаи
описания этих категорий.
Е.К. Войшвилло в работах [4–6] описывает понятия сущности, су-
щественных и необходимых признаков. Все признаки предметов неко-
торого вида он подразделяет на случайные и неслучайные. Случайные