В.Ю. Ивлев
6
Гуманитарный вестник
# 12·2016
Еще одна проблема, которую исследует Е.К. Войшвилло, заключа-
ется в следующем: является ли сущностью совокупность признаков или
же к ней относятся законы? Он пишет: «Законы… суть связи, обуслов-
ленные той или иной сущностью... Сущность предметов того или иного
класса обусловливает характерные для этих предметов свойства. Каж-
дая такая обусловленность явлений является законом» [6, с. 124].
Оказывается, что законы функционирования предметов вида не
включаются в их сущность, но представляют собой связи между
сущностью и существенными признаками, не входящими в сущность.
Сами законы, поскольку они обусловлены сущностью, по-видимому,
следует отнести к необходимым связям.
Интересным является разделение существенных признаков на
безотносительно существенные и относительно существенные. Кри-
тикуя А.И. Введенского, Е.К. Войшвилло пишет: «Введенский здесь
не различает два понятия существенного, а именно понятия призна-
ков, существенных для предметов того или иного качества, и призна-
ков того или иного предмета, существенных в каком-то отношении
(предмета с другими предметами) или с той или иной точки зрения
(с точки зрения определенного использования человеком)» [6, с. 128].
Концепция Е.К. Войшвилло представляется наиболее последова-
тельной. Однако после ее изучения остается множество вопросов:
правомерно ли все признаки предметов некоторого вида, обуслов-
ленные внутренними обстоятельствами, считать существенными; яв-
ляются ли основные существенные признаки необходимыми; можно
ли считать существенными связи (законы) или же эти характеристики
правомерно применять только к признакам; можно ли характеризо-
вать законы как необходимые связи или же таковыми являются толь-
ко признаки; правомерно ли говорить о сущности отдельного пред-
мета, явления и т. д.; справедливо ли утверждение о бесконечном
движении познания от сущности некоторого уровня к сущностям бо-
лее глубоким?
Методологические принципы введения философских катего-
рий.
Поскольку обсуждаются методологические принципы, следует
сформулировать понятие методологии.
Методология
— это руковод-
ство, представляющее собой набор предписаний, действуя в соответ-
ствии с которыми, можно наиболее эффективно (в смысле затрат сил,
средств, времени) достигнуть желаемого познавательного или прак-
тического результата.
Методологические принципы
— это предписа-
ния наиболее общего характера.
Как уже сказано ранее, в
принципе
целесообразности
Ю.А. Пет-
ров выделяет две части — условия необходимости и возможности
введения понятий.