Гуманитарный вестник
# 12·2016 1
УДК 01.001:167/168 DOI 10.18698/2306-8477-2016-12-403
Методологические принципы введения категорий
модальности в современном научном познании
© В.Ю. Ивлев
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы методологические принципы введения категорий необходимости,
случайности и возможности в современном научном познании. Обобщены пред-
ставления о различных видах необходимости, случайности и возможности, на их
основе сформулированы соответствующие философские категории.
Ключевые слова:
философские категории, методология, методологические принци-
пы, необходимость, случайность, возможность, модальность, научное познание
В современной философии значительное внимание уделяется ис-
следованию философских оснований науки. В их состав входит
онто-
логическая подсистема, представленная сеткой философских катего-
рий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых
объектов специальных научных картин мира (физической, биологи-
ческой и т. д.). Одними из важнейших среди таких категорий являют-
ся категории
необходимости, случайности и возможности, применя-
ющиеся в философии и науке со времен античности. Включенные в
систему философских оснований биологии,
они широко используют-
ся в современных биологических концепциях
. Эти основания — со-
вокупность философских идей и принципов, обосновывающих пред-
ставления биологической картины мира, а также идеалы и нормы
биологии и их согласование с господствующим мировоззрением со-
временной исторической эпохи [1]
. В статье обсуждается вопрос вве-
дения этих философских категорий в частные науки, например в
биологию, с целью:
•
рассмотреть методологические
принципы введения научных
понятий;
•
установить типичные случаи описания философских категорий
модальности (необходимости, возможности, случайности);
•
сформулировать методологические принципы введения фило-
софских категорий;
•
обобщить понятия различных видов необходимости, слу-
чайности и возможности и на этой основе сформулировать соответ-
ствующие философские категории.
Методологические принципы введения научных понятий.
Рассмотрим в качестве методологических принципов введения науч-