Методологические принципы введения категорий модальности
…
Гуманитарный вестник
# 12·2016 5
присутствуют определенные условия, или если обусловливающие
признаки выступают в качестве необходимых условий (т. е. таких,
без которых обусловленные признаки не могут появиться) существо-
вания обусловленных признаков.
Выделяя в предметах основные существенные признаки и произ-
водные существенные (обусловленные основными), Е.К. Войшвилло
пишет, что последние можно охарактеризовать как «необходимо
присущие» предметам. Первые же свойственны предметам фактиче-
ски и «лишь в некотором тривиальном смысле — ради обобщения —
можно говорить о необходимой присущности также и этих призна-
ков...» [6, с. 122]. В общем, Е.К. Войшвилло делит все признаки на
случайные и неслучайные, т. е. существенные, а последние в свою
очередь на основные и производные, т. е. необходимые. Утверждение
Е.К. Войшвилло о том, что основные существенные признаки не яв-
ляются необходимыми в точном понимании этой характеристики (не
являются обусловленными другими существенными признаками) не
согласуется с остальными его утверждениями.
Е.К. Войшвилло критикует «представление о том, что у предме-
тов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется не-
которая абсолютная сущность», которая является пределом познания
этих предметов [6, с. 119]. Он пишет, что «сущность предметов неко-
торого качества, т. е. предметов некоторого класса, выявленная на не-
котором уровне познания, является основой качественной специфики
этих предметов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам извест-
на на данном этапе познания. Исходя из этой сущности, мы можем
объяснить известные общие, специфические для данных предметов
(неслучайные) их признаки. В процессе дальнейшего развития знания
о соответствующих предметах открываются новые качества, свойства
предметов, которые нельзя объяснить, исходя из познанной сущности.
В таком случае происходит — в результате поиска нужных объясне-
ний — проникновение в более глубокую сущность предметов, откры-
тие таких их признаков, исходя из которых могут быть объяснены все
известные ранее и вновь открытые их особенности. Таким образом, со-
гласно взглядам марксизма, существуют сущности разных уровней или
порядков» [6, с. 120]. Таким образом, с одной стороны, основные суще-
ственные признаки не являются необходимыми в точном значении это-
го слова, а с другой, в конечном счете, они обусловлены более глубокой
сущностью (о которой люди еще не знают) и в силу этого являются
необходимыми.
Каков выход можно сделать из этого противоречия? Следует ли-
бо признать основные существенные признаки необходимыми, либо
допустить некоторый объективно существующий предел познания.