Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Методологические принципы введения категорий модальности

Гуманитарный вестник

# 12·2016 5

присутствуют определенные условия, или если обусловливающие

признаки выступают в качестве необходимых условий (т. е. таких,

без которых обусловленные признаки не могут появиться) существо-

вания обусловленных признаков.

Выделяя в предметах основные существенные признаки и произ-

водные существенные (обусловленные основными), Е.К. Войшвилло

пишет, что последние можно охарактеризовать как «необходимо

присущие» предметам. Первые же свойственны предметам фактиче-

ски и «лишь в некотором тривиальном смысле — ради обобщения —

можно говорить о необходимой присущности также и этих призна-

ков...» [6, с. 122]. В общем, Е.К. Войшвилло делит все признаки на

случайные и неслучайные, т. е. существенные, а последние в свою

очередь на основные и производные, т. е. необходимые. Утверждение

Е.К. Войшвилло о том, что основные существенные признаки не яв-

ляются необходимыми в точном понимании этой характеристики (не

являются обусловленными другими существенными признаками) не

согласуется с остальными его утверждениями.

Е.К. Войшвилло критикует «представление о том, что у предме-

тов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется не-

которая абсолютная сущность», которая является пределом познания

этих предметов [6, с. 119]. Он пишет, что «сущность предметов неко-

торого качества, т. е. предметов некоторого класса, выявленная на не-

котором уровне познания, является основой качественной специфики

этих предметов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам извест-

на на данном этапе познания. Исходя из этой сущности, мы можем

объяснить известные общие, специфические для данных предметов

(неслучайные) их признаки. В процессе дальнейшего развития знания

о соответствующих предметах открываются новые качества, свойства

предметов, которые нельзя объяснить, исходя из познанной сущности.

В таком случае происходит — в результате поиска нужных объясне-

ний — проникновение в более глубокую сущность предметов, откры-

тие таких их признаков, исходя из которых могут быть объяснены все

известные ранее и вновь открытые их особенности. Таким образом, со-

гласно взглядам марксизма, существуют сущности разных уровней или

порядков» [6, с. 120]. Таким образом, с одной стороны, основные суще-

ственные признаки не являются необходимыми в точном значении это-

го слова, а с другой, в конечном счете, они обусловлены более глубокой

сущностью (о которой люди еще не знают) и в силу этого являются

необходимыми.

Каков выход можно сделать из этого противоречия? Следует ли-

бо признать основные существенные признаки необходимыми, либо

допустить некоторый объективно существующий предел познания.