Философия и наука о природе вторичных качеств
Гуманитарный вестник
# 11·2016 9
Данное выше понимание вторичных качеств позволяет, по мне-
нию авторов, преодолеть один существенный недостаток концепции
Д. Локка. Обычно, когда говорят, что вторичные качества субъектив-
ны по содержанию, т. е. по терминологии авторов являются знаками,
то это положение распространяют на цельные ощущения цвета, запа-
ха, вкуса, звука, тепла, и тем самым модальности ощущений отож-
дествляют с полными ощущениями. В результате этого непроизволь-
но преувеличивается роль знаковой формы отражения: за цельными
ощущениями не признается объективного содержания, чем создается
уступка агностицизму. Это, по-видимому, и является одной из при-
чин неприятия некоторыми отечественными философами ХХ в. ра-
циональных моментов концепции первичных и вторичных качеств.
Между тем, знаками являются только модальности ощущений. Ощу-
щение в целом включает в себя как субъективные, так и объективные
компоненты, а именно — интенсивность, отражающую величину (си-
лу) раздражителя, продолжительность, коррелирующую со временем
действия раздражителя, экстрапроекцию, показывающую положение
отражаемого предмета в пространстве [19, c. 64–70]. Поэтому ощуще-
ние выступает уже не в качестве знака, а как аналог, или образ. Под об-
разом понимается любое психическое явление, содержащее какую-либо
информацию об отражаемом предмете и не обязательно характеризуе-
мое геометрическим подобием. Последнее характерно только для зри-
тельных и осязательно-кинестетических образов.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического
материализма.
Москва, Изд-во МГУ, 1983, 344 с.
[2]
Локк Д.
Опыт о человеческом разумении
.
В 3 т. Т. 1.
Москва, Мысль,
1985, с. 184, 185.
[3]
Субботин А.Л. Первичные и вторичные качества.
Новая философская
энциклопедия. Т. 3.
Москва, Мысль, 2010, с. 218.
[4]
Касавин И.Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица?
Эпистемология & Философия науки
, 2006, т. IX, № 3, с. 5–12.
[5]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н.
Ментальное и физическое пространство
.
Москва, Этносоциум, 2016, 144 с.
[6]
Уваров Л.В.
Символизация в познании
. Минск, Наука и техника, 1971, 127 с.
[7]
Рубинштейн С.Л.
Бытие и сознание
. Москва, Изд-во АН СССР, 1957, 364 с.
[8]
Тюхтин В.С.
Теория автоматического опознавания и гносеология
. Москва,
Наука, 1976, 190 с.
[9]
Беркли Д. Трактат о принципах человеческого познания. В кн.:
Сочинения
.
Москва, Изд-во Мысль, 1978, с. 18–478.
[10]
Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Объективно-нереальные ситуации:
возможности создания и перспективы использования.
Философия и
общество,
2015, № 1 (76), с. 48–64.
[11]
Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Сенсорные системы. В кн.:
Нормальная
физиология
. Москва, Медицинское информационное агентство, 2009,
с. 391–424.