Previous Page  9 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 12 Next Page
Page Background

Философия и наука о природе вторичных качеств

Гуманитарный вестник

# 11·2016 9

Данное выше понимание вторичных качеств позволяет, по мне-

нию авторов, преодолеть один существенный недостаток концепции

Д. Локка. Обычно, когда говорят, что вторичные качества субъектив-

ны по содержанию, т. е. по терминологии авторов являются знаками,

то это положение распространяют на цельные ощущения цвета, запа-

ха, вкуса, звука, тепла, и тем самым модальности ощущений отож-

дествляют с полными ощущениями. В результате этого непроизволь-

но преувеличивается роль знаковой формы отражения: за цельными

ощущениями не признается объективного содержания, чем создается

уступка агностицизму. Это, по-видимому, и является одной из при-

чин неприятия некоторыми отечественными философами ХХ в. ра-

циональных моментов концепции первичных и вторичных качеств.

Между тем, знаками являются только модальности ощущений. Ощу-

щение в целом включает в себя как субъективные, так и объективные

компоненты, а именно — интенсивность, отражающую величину (си-

лу) раздражителя, продолжительность, коррелирующую со временем

действия раздражителя, экстрапроекцию, показывающую положение

отражаемого предмета в пространстве [19, c. 64–70]. Поэтому ощуще-

ние выступает уже не в качестве знака, а как аналог, или образ. Под об-

разом понимается любое психическое явление, содержащее какую-либо

информацию об отражаемом предмете и не обязательно характеризуе-

мое геометрическим подобием. Последнее характерно только для зри-

тельных и осязательно-кинестетических образов.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Алексеев П.В.

Предмет, структура и функции диалектического

материализма.

Москва, Изд-во МГУ, 1983, 344 с.

[2]

Локк Д.

Опыт о человеческом разумении

.

В 3 т. Т. 1.

Москва, Мысль,

1985, с. 184, 185.

[3]

Субботин А.Л. Первичные и вторичные качества.

Новая философская

энциклопедия. Т. 3.

Москва, Мысль, 2010, с. 218.

[4]

Касавин И.Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица?

Эпистемология & Философия науки

, 2006, т. IX, № 3, с. 5–12.

[5]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н.

Ментальное и физическое пространство

.

Москва, Этносоциум, 2016, 144 с.

[6]

Уваров Л.В.

Символизация в познании

. Минск, Наука и техника, 1971, 127 с.

[7]

Рубинштейн С.Л.

Бытие и сознание

. Москва, Изд-во АН СССР, 1957, 364 с.

[8]

Тюхтин В.С.

Теория автоматического опознавания и гносеология

. Москва,

Наука, 1976, 190 с.

[9]

Беркли Д. Трактат о принципах человеческого познания. В кн.:

Сочинения

.

Москва, Изд-во Мысль, 1978, с. 18–478.

[10]

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Объективно-нереальные ситуации:

возможности создания и перспективы использования.

Философия и

общество,

2015, № 1 (76), с. 48–64.

[11]

Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Сенсорные системы. В кн.:

Нормальная

физиология

. Москва, Медицинское информационное агентство, 2009,

с. 391–424.