Философия и наука о природе вторичных качеств
Гуманитарный вестник
# 11·2016 7
Решение авторами статьи проблемы первичных и вторичных ка-
честв заключается в следующем: учение о первичных и вторичных
качествах было верным по своей основной идее — цвета, запахи,
вкусы объективно не существуют, но имеют объективные причины.
Однако это учение было выражено в неадекватных понятиях, приво-
дящих к следующему логическому парадоксу:
внешние предметы обла-
дают некоторыми качествами, которых у них на самом деле нет
.
В действительности то, что именовали вторичными качествами, —
это не качества внешних объектов, а знаковые элементы чувственных
образов (психические модальности: красное, теплое, сладкое и др.).
Для разрешения многовековой проблемы первичных и вторичных
качеств необходимо обязательно учитывать
закон пространственно-
го проецирования чувственных образов
: ощущения и восприятия,
представляющие собой информационное содержание нейродинами-
ческих кодов и локализованные в головном мозге, способны психи-
чески проецироваться во внешнее пространство, на воспринимаемые
объекты. Поэтому при адекватном восприятии человеку в его пере-
живаниях даны не характеристики органов чувств, а свойства объек-
тов [16, c. 45–54].
Экстрапроекция образов по-разному осуществляется в различных
анализаторах. Среди них выделяют контактные (осязательный, тем-
пературный, вкусовой) и дистантные (зрительный, акустический,
обонятельный). Первые отражают свойства предметов, непосред-
ственно действующих на рецепторы. Вторые воспроизводят свойства
предметов, действующих на рецепторы с помощью материальных
посредников (света при зрении, механических колебаний среды при
слуховом восприятии, молекул пахучих веществ при обонянии). У
контактных анализаторов ощущения проецируются на те места по-
верхности тела, где осуществляется воздействие раздражителей на
рецепторы; у дистантных же ощущения проецируются на те места
пространства, где находятся сами отражаемые предметы.
Экстрапроекцию образов на примере зрения можно проиллю-
стрировать с помощью простого, но необычайно информативного
эксперимента. Надо смотреть на какой-либо предмет, скажем, порт-
рет на стене, затем левый глаз закрыть, а на правый сбоку надавливать
пальцем. Кажется, что портрет начинает двигаться [17, c. 73–81], но он,
конечно, висит на своем месте. А что же движется? Образ? Нет, он
неотделим от мозга, где находится его нейродинамический код. Во
внешнем пространстве движется проекция образа [18, c. 90–96].
Выводы:
субъекту непосредственно дан не предмет, а его образ;
образ локализован в мозге, но проецируется на предмет; проекция
накладывается на предмет в условиях адекватного восприятия, и па-
раметры проекции соответствуют параметрам предмета; образ пере-
живается как предмет.