Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Философия и наука о природе вторичных качеств

Гуманитарный вестник

# 11·2016 7

Решение авторами статьи проблемы первичных и вторичных ка-

честв заключается в следующем: учение о первичных и вторичных

качествах было верным по своей основной идее — цвета, запахи,

вкусы объективно не существуют, но имеют объективные причины.

Однако это учение было выражено в неадекватных понятиях, приво-

дящих к следующему логическому парадоксу:

внешние предметы обла-

дают некоторыми качествами, которых у них на самом деле нет

.

В действительности то, что именовали вторичными качествами, —

это не качества внешних объектов, а знаковые элементы чувственных

образов (психические модальности: красное, теплое, сладкое и др.).

Для разрешения многовековой проблемы первичных и вторичных

качеств необходимо обязательно учитывать

закон пространственно-

го проецирования чувственных образов

: ощущения и восприятия,

представляющие собой информационное содержание нейродинами-

ческих кодов и локализованные в головном мозге, способны психи-

чески проецироваться во внешнее пространство, на воспринимаемые

объекты. Поэтому при адекватном восприятии человеку в его пере-

живаниях даны не характеристики органов чувств, а свойства объек-

тов [16, c. 45–54].

Экстрапроекция образов по-разному осуществляется в различных

анализаторах. Среди них выделяют контактные (осязательный, тем-

пературный, вкусовой) и дистантные (зрительный, акустический,

обонятельный). Первые отражают свойства предметов, непосред-

ственно действующих на рецепторы. Вторые воспроизводят свойства

предметов, действующих на рецепторы с помощью материальных

посредников (света при зрении, механических колебаний среды при

слуховом восприятии, молекул пахучих веществ при обонянии). У

контактных анализаторов ощущения проецируются на те места по-

верхности тела, где осуществляется воздействие раздражителей на

рецепторы; у дистантных же ощущения проецируются на те места

пространства, где находятся сами отражаемые предметы.

Экстрапроекцию образов на примере зрения можно проиллю-

стрировать с помощью простого, но необычайно информативного

эксперимента. Надо смотреть на какой-либо предмет, скажем, порт-

рет на стене, затем левый глаз закрыть, а на правый сбоку надавливать

пальцем. Кажется, что портрет начинает двигаться [17, c. 73–81], но он,

конечно, висит на своем месте. А что же движется? Образ? Нет, он

неотделим от мозга, где находится его нейродинамический код. Во

внешнем пространстве движется проекция образа [18, c. 90–96].

Выводы:

субъекту непосредственно дан не предмет, а его образ;

образ локализован в мозге, но проецируется на предмет; проекция

накладывается на предмет в условиях адекватного восприятия, и па-

раметры проекции соответствуют параметрам предмета; образ пере-

живается как предмет.