Философия и наука о природе вторичных качеств
Гуманитарный вестник
# 11·2016 5
представители приходят к выводу, что некоторые качества объектов
существуют в действительности только лишь в отношении к субъекту.
Н.М. Дмитренко и В.Ф. Кузьмин выделили особые «чувственные
свойства вещей» [13, c. 22; 14, c. 176], которые напоминают что-то
обратное кантовской вещи в себе. Если последняя никогда не является
познающему субъекту, то «чувственные свойства», напротив,
проявляются только при взаимодействии предмета с познающим
субъектом. «Поскольку некоторые свойства предметов проявляются
лишь в отношении к органам чувств, — пишет В.Ф. Кузьмин, —
постольку можно говорить об особых “чувственных свойствах вещей”.
Последние и являются объективной основой ощущений» [14, c. 64].
С такой постановкой вопроса в целом согласиться нельзя.
Признание существования особых «чувственных свойств» равносильно
принятию таких объективных качеств предметов, которые недоступны
объективным экспериментальным методам исследования. Однако само
по себе выделение особых чувственных свойств имеет рациональную
сторону и интересно для нас как признание определенной зависимости
характера ощущений от природы органов чувств.
Приведенные положения Н.М. Дмитренко и В.Ф. Кузьмина нельзя
ни подтвердить, ни опровергнуть естественнонаучными аргументами,
поскольку якобы существующие чувственные свойства, по их
дефиниции, вообще нельзя уловить объективными эксперимен-
тальными методами исследования. Однако положение о наличии
особых «чувственных свойств» несостоятельно с философской точки
зрения, так как оно содержит уступку витализму. Если признать, что
существуют чувственные свойства предметов, которые проявляются
только при взаимодействии последних с органами чувств и ни в
малейшей степени не проявляются при взаимодействии предметов с
другими материальными системами, то неизбежно следует признать и
то, что органы чувств наделены какими-то особыми, совершенно не
встречающимися где-либо в природе свойствами. Тем самым была бы
установлена абсолютная грань между живой и неживой природой.
Последнее постоянно опровергалось всем ходом развития естество-
знания и философии в процессе их борьбы с витализмом.
Что же на самом деле представляют собой чувственные свойства
вещей? По мнению авторов статьи, это те объективные качества
внешних предметов, которые в процессе чувственного познания
отражаются в знаковой форме — в виде чувственных модальностей.
Для зрения — это наличие у тела способности излучать электро-
магнитные волны определенной длины (модальности красного, к
примеру, соответствуют волны 700 нм, зеленого — 500 нм), при
восприятии вкусовых и пахучих веществ — это определенные
стереохимические и квантовые свойства молекул и ионов этих