Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

2

Гуманитарный вестник

# 11·2016

«Такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т. д., — писал Д. Локк, —

которые на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой

силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными

качествами, … я называю

вторичными

качествами» [2, c. 184, 185].

Но в чем состоит субъективность этих вторичных качеств и чему они

принадлежат, где находятся, выяснено так и не было.

Ученые предлагали различные подходы к решению проблемы

соотношения первичных и вторичных качеств. В «Новой философской

энциклопедии» в статье «Первичные и вторичные качества» просто

дается описание взглядов Д. Локка без их оценки, использования

современного материала частных наук и какого-либо своего мнения

[3, c. 218]. И.Т. Касавин отмечает: «Вся физиология, биология, химия и

физика по-прежнему бессильны понять природу “вторичных качеств”,

над которыми размышляли еще Беркли и Гете» [4, c. 9]. Многие

философы, согласившиеся, видимо, с невозможностью решения этой

проблемы, к сожалению, потеряли к ней интерес. И.Т. Касавин прав в

том, что частные науки сами по себе природу вторичных качеств

раскрыть еще не могут, поскольку это философская проблема. Однако

данные частных наук совершенно необходимы для раскрытия природы

вторичных качеств. Проблему первичных и вторичных качеств, по

мнению авторов статьи, поможет решить разработанная с

использованием данных частных наук философская концепция чувст-

венного познания как единства образного содержания и знаковой

формы, а также закон пространственного проецирования чувственных

образов [5, c. 78–85]. В статье представлено такое решение. Но вначале

необходимо отметить, что в ходе всей многовековой истории обсуж-

дения этой проблемы исследователями были выработаны четыре

основные позиции.

1. Никаких вторичных, т. е. субъективных по существованию и по

содержанию, хотя и объективных по причине, качеств не существует.

В частности, ощущения цвета представляют собой самостоятельные,

субъективные лишь по существованию, т. е. идеальные, психические

образы «объективных цветов» материальных предметов. Цвет объек-

тивен не только по причине, но и по его содержанию [6, 7].

2. Вторичных качеств не существует в следующем смысле.

Неверно употреблять выражение «вторичные качества», однако в

действительности существуют качества, которые проявляются лишь

в процессе взаимодействия предметов с объектами. В частности,

цвета являются специфическим результатом взаимодействия между

зрительным анализатором человека и электромагнитными волнами.

Предметы, взятые как таковые, вне их связи с познающими

субъектами, цвета не имеют.

3. Вторичные качества существуют в особом смысле слова. Они

субъективны по характеру своего существования и содержанию, но