Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
2
Гуманитарный вестник
# 11·2016
«Такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т. д., — писал Д. Локк, —
которые на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой
силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными
качествами, … я называю
вторичными
качествами» [2, c. 184, 185].
Но в чем состоит субъективность этих вторичных качеств и чему они
принадлежат, где находятся, выяснено так и не было.
Ученые предлагали различные подходы к решению проблемы
соотношения первичных и вторичных качеств. В «Новой философской
энциклопедии» в статье «Первичные и вторичные качества» просто
дается описание взглядов Д. Локка без их оценки, использования
современного материала частных наук и какого-либо своего мнения
[3, c. 218]. И.Т. Касавин отмечает: «Вся физиология, биология, химия и
физика по-прежнему бессильны понять природу “вторичных качеств”,
над которыми размышляли еще Беркли и Гете» [4, c. 9]. Многие
философы, согласившиеся, видимо, с невозможностью решения этой
проблемы, к сожалению, потеряли к ней интерес. И.Т. Касавин прав в
том, что частные науки сами по себе природу вторичных качеств
раскрыть еще не могут, поскольку это философская проблема. Однако
данные частных наук совершенно необходимы для раскрытия природы
вторичных качеств. Проблему первичных и вторичных качеств, по
мнению авторов статьи, поможет решить разработанная с
использованием данных частных наук философская концепция чувст-
венного познания как единства образного содержания и знаковой
формы, а также закон пространственного проецирования чувственных
образов [5, c. 78–85]. В статье представлено такое решение. Но вначале
необходимо отметить, что в ходе всей многовековой истории обсуж-
дения этой проблемы исследователями были выработаны четыре
основные позиции.
1. Никаких вторичных, т. е. субъективных по существованию и по
содержанию, хотя и объективных по причине, качеств не существует.
В частности, ощущения цвета представляют собой самостоятельные,
субъективные лишь по существованию, т. е. идеальные, психические
образы «объективных цветов» материальных предметов. Цвет объек-
тивен не только по причине, но и по его содержанию [6, 7].
2. Вторичных качеств не существует в следующем смысле.
Неверно употреблять выражение «вторичные качества», однако в
действительности существуют качества, которые проявляются лишь
в процессе взаимодействия предметов с объектами. В частности,
цвета являются специфическим результатом взаимодействия между
зрительным анализатором человека и электромагнитными волнами.
Предметы, взятые как таковые, вне их связи с познающими
субъектами, цвета не имеют.
3. Вторичные качества существуют в особом смысле слова. Они
субъективны по характеру своего существования и содержанию, но